Извилистый путь прямо в никуда

На следующей неделе вступают в силу поправки в законодательство, призванные отвадить зеленого змия от белорусских трасс

На следующей неделе вступают в силу поправки в законодательство, призванные отвадить зеленого змия от белорусских трасс

Вождение автомобиля в нетрезвом состоянии превратилось в проблему национального масштаба. Затребуйте в интернете новости белорусских регионов — более 90 процентов будет так или иначе касаться ДТП, львиная доля которых связана с употреблением водителями алкоголя. Общественность и власти не первый год бьют тревогу, однако число “алкодрайверов” не только не сокращается — они становятся все более неадекватными и даже агрессивными. Смолчим на “пьяный вызов” или ответим на него? Белорусское государство избрало второй вариант: 24 октября вступает в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения”.

ПРОМИЛЛЕние смерти подобно

Эта неделя имела во всех смыслах громкое начало. В столичном микрорайоне Зеленый Луг оборудованный под такси Ford Galaxy сбил женщину-пешехода, после чего скрылся. Когда машина была обнаружена сотрудником ДПС, из нее прогремели два выстрела. Причем одну пулю из парабеллума — боевого пистолета! — водитель адресовал милиции, а другую пустил... в собственный пах. К счастью, второй пострадал значительно больше. Впрочем, сам стрелок узнал об этом лишь несколько часов спустя: 52-летний мужчина был пьян до неадекватного состояния. Позже выяснилось, что он неоднократно задерживался сотрудниками ГАИ в состоянии наркотического опьянения за рулем.

Буквально в тот же день на одном из столичных перекрестков нетрезвый водитель “Ситроена” столкнулся с машиной МЧС, спешившей с включенными проблесковыми маячками на экстренный вызов. “В результате столкновения были повреждены еще два авто, — сообщил помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — Официальное медицинское освидетельствование показало у водителя “Ситроена” полтора промилле алкоголя в крови”. Двумя днями ранее в Минске случилось и вовсе курьезное, хотя оттого не менее симптоматичное ДТП: дама (!) с полутора промилле алкоголя в крови преподнесла “сюрприз” незнакомой ей девушке, отмечавшей в тот день именины. Под окном именинницу ждал подарок родственников — легковой “Опель”, который “алкодрайверша” вогнала своим авто в стену дома. Песня “День рожденья — грустный праздник” стала в тот день актуальной для многих...

Все могут “короли”?

Специалисты уверяют: доза в 1,2 промилле — это примерно 2,5 литра пива или 400 граммов водки — обычно приводит к полной потере способности управлять автомобилем. Но, как видим, среди водителей так считают далеко не все. “Собственно говоря, а что вы хотели? — не скрывает раздражения в беседе с журналистом “НГ” водитель-дальнобойщик Николай Воронцов. — В годы моей молодости сам факт управления автомобилем воспринимался как чрезвычайно серьезное и ответственное действие. Боже упаси было вечером в воскресенье выпить чарку, если с утра в понедельник пред-стояло сесть за руль. И даже не потому, что у нас на Сморгонщине все гаишники среди шоферов делились лишь на “строгих” и “очень строгих” — само общественное отношение к пьяному водителю было нетерпимым. Подкатить на авто к чайной и махануть рюмку было просто немыслимо: сама буфетчица послала бы гораздо дальше, чем значилось в путевом листе. А сегодня в порядке вещей заехать вечерком, по дороге домой, в бар. После чего рулить по принципу “глаза не видят, а руки делают”. Машин накупили, прав наполучали, а мозги включить не в состоянии!”

Увы, последний тезис касается и немалого числа самих дальнобойщиков. Недавно в Ошмянском районе мертвецки пьяный водитель смоленской фуры основательно помял своего украин-ского коллегу. В самой Украине подвыпивший дальнобойщик привел свою фуру вместо Днепропетровска в Крым. Чудят на грани фола, точнее, жизни и белорусские “короли дорог”: у одного из них не так давно в Польше было выявлено в крови 2,6 промилле алкоголя. Что же касается непосредственно Беларуси, маленький повод для оптимизма все же присутствует: если в минувшем году за управление транспортным средством в нетрезвом виде ежедневно задерживались в среднем 190 человек, ныне — 120.

Когда права “не катят”

Тенденция радует, но повода для самоуспокоения пока еще нет. А потому и ужесточено белорусское законодательство — за совершение ДТП в состоянии опья-нения, повлекшее тяжкие последствия, предусматривается до семи лет тюремного заключения. А если при этом погибли два и более человек — до десяти лет. “Меры по усилению ответственности необходимо было принимать, — убежден заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Владимир Шитько. — Применяемые административные взыскания не являлись сдерживающим фактором. Практически ежегодно выявляется 50—55 тысяч фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения”.

И апеллирование к различным правам в данной ситуации не просто “не катит”, а зачастую и вовсе преступно. “Нас иногда критикуют, что, забирая автомобиль, мы нарушаем права собственности, — продолжает парламентарий. — Но давайте взглянем на это с другой стороны. Конституция Беларуси четко говорит: осуществление права собственности не должно ущемлять права и законные интересы других лиц. Поэтому и принято решение о специальной конфискации транспортного средства, использовавшегося при совершении преступлений, вне зависимости от того, в чьей собственности оно находится. Ведь никто из граждан не возмущается, когда мы изымаем оружие у преступников, между тем оружие — это их собственность. И поэтому в случае, когда орудием преступления становится автомобиль в руках пьяного водителя и этот автомобиль изымается, подобная мера более чем уместна. Думаю, от этого выиграет все наше общество. И тех трагедий, которые мы сегодня наблюдаем на дорогах, будет гораздо меньше”.

Каждый десятый...
В Беларуси с начала этого года в дорожно-транспортных происшествиях погибли более полутысячи человек, отмечают в Госавтоинспекции. При этом каждое десятое из более чем трех тысяч ДТП совершено по вине пьяных водителей.

Дорогое “удовольствие”

После вступления в силу закона существенно увеличатся и суммы штрафов. Если ранее водитель, попавшийся за рулем в нетрезвом виде, мог заплатить от 15 до 35 базовых величин, то теперь размер штрафа будет достигать 50—100 базовых величин: от 6,5 до 13 миллионов рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter