Извилистая судьба резидента

Что мешает развитию IT–технологий?
Что мешает развитию IT–технологий?

Карьера программиста — мечта многих школьников. Ведь эта специальность из тех, которые дают хороший заработок в самом начале карьеры и открывают блестящую перспективу. Стремительно развивающийся рынок информационных услуг, не знающий границ, требует все большего количества молодых профессионалов. Парк высоких технологий, недавно созданный в стране, — отличная возможность реализовать свои таланты и получить мировое признание. В нем сегодня зарегистрировано 38 компаний. Кроме того, десятки фирм занимаются разработкой программного обеспечения самостоятельно, выпуская востребованный и конкурентоспособный на мировом рынке продукт. Об этом, в частности, говорит высокий спрос на него со стороны зарубежных покупателей. Всего один пример. Небольшая могилевская фирма не первый год занимается разработкой программного обеспечения для Уолл–стрит. В числе клиентов этой фирмы такие именитые заказчики, как, скажем, «Джи–Пи Морган».

И все же специалисты IT–технологий считают, что доля белорусского программного продукта на мировом рынке могла быть большей. А раскрытию потенциала мешает банальная причина — острый дефицит кадров.

На презентации Парка высоких технологий, которая прошла в понедельник в Могилеве в здании Белорусско–Российского университета, заместитель директора администрации ПВТ Александр Мартинкевич говорил, что потребность в программистах только резидентов Парка как минимум в полтора раза превышает возможности всех (!) вузов страны по их подготовке. Иными словами, сколько бы сейчас ни выпускали университеты и институты специалистов в области IT–технологий, их все равно будет недостаточно. Многие компании уже сами готовят себе кадры: в вузах Минска и областных центров открывают научно–практические лаборатории. Студенты, попадающие сюда на конкурсной основе, становятся фактически готовыми сотрудниками. Пройдя дополнительный курс обучения, с 3 — 4-го курса начинают подрабатывать в фирмах. Софтверные компании охотятся на способных второкурсников: чтобы те с самого начала могли участвовать в производстве интеллектуального продукта и получать при этом весьма неплохую зарплату. Заработок новичка, только пришедшего в фирму, начинается от 600 долларов «чистыми».

Конечно, компании, специализирующиеся на выпуске программного обеспечения, подают заявки в вузы в надежде, что выпускники будут направлены к ним на работу. До недавнего времени часть заявок удовлетворялась. Но, боюсь, недавно принятые изменения в положение о распределении станут непреодолимым барьером в развитии IT–отрасли.

— По новым правилам студенты, учившиеся на бюджетной основе, в первую очередь должны направляться на государственные предприятия, — Александр Мартинкевич не скрывает беспокойства. — Это справедливо, скажем, для врача. Получил бесплатное образование — отдай долг Родине, поработай в глубинке. Однако госпредприятий, занимающихся разработкой программного обеспечения, у нас немного. В основном заводам, фабрикам, организациям нужен просто грамотный пользователь, который мог бы обслуживать несколько компьютеров. Для примера могу привести случай: выпускник факультета прикладной математики — сильный программист — уехал по распределению в отделение банка на периферию. Его задачей было администрирование сети из четырех ПЭВМ и заполнение электронной базы данных. С нею справился бы и работник со средним образованием! Понятно, что долго молодой специалист на таком участке не выдержит. Отработав положенный срок, постарается найти себе новое место. Но к этому времени уже изменятся технологии. Значит, надо переучиваться. Есть данные, что на повышение квалификации таких специалистов Беларусь ежегодно тратит 25 миллиардов рублей. Хотя, если разобраться, деньги эти можно было бы сэкономить. Да еще дать толчок к развитию сферы высоких технологий. Пока же ситуация абсурдна.

Есть, например, у нас резидент: фирму организовал способный студент, победитель множества олимпиад. Скоро ему предстоит распределение. И что этому таланту делать? Вместо того чтобы производить высокотехнологичный продукт, придется ликвидировать собственное предприятие и отправляться «на производство»?

Мировой рынок информационных услуг составляет ныне свыше 1,3 триллиона долларов — это даже больше емкости рынка вооружений. По своим темпам рост IT–сферы значительно опережает все остальные сегменты мировой экономики. Тенденция эта имеет долговременный характер: объемы заказов на рынке высоких технологий растут примерно на 40 процентов в год. Если суммировать все эти факторы, станет понятно, почему инновационная деятельность объявлена приоритетным направлением развития отечественной экономики. Только вот, увы, получается парадоксальная ситуация: желая двигаться вперед, мы иной раз вынуждены топтаться на месте...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter