«Известия»: надо спокойно садиться и разговаривать

Накануне интервью Президента руководителям российских СМИ корреспондент «СБ» встретился с одним из участников этой беседы — главным редактором «Известий» Владимиром Мамонтовым...

Накануне интервью Президента руководителям российских СМИ корреспондент «СБ» встретился с одним из участников этой беседы — главным редактором «Известий» Владимиром Мамонтовым.


— Владимир Константинович, вы в Минске нечастый гость...


— Второй раз здесь.


— Как вам наша столица?


— У вас чисто, аккуратно и по–европейски спокойно. Знаете, мне кажется, вам нет смысла торопиться в Россию. Это к вопросу союзного строительства. Потому что вот это тихое счастье может быть утрачено. А то, что придет взамен, многим не понравится. Сюда влезут богатые люди, которые будут диктовать свои правила. Быстренько «оптимизируют» предприятия, социальную сферу. Неизбежно углубится расслоение общества на богатых и бедных... Я думаю, ваш Президент, как бы его ни критиковали, очень тонко чувствует важность баланса между экономикой и социальной сферой...


— А Беларусь не собирается вступать в Россию. Этот вопрос в обществе даже не обсуждается. Но есть понятное желание строить очень тесные, союзнические отношения с ближайшим соседом-братом. А что с российской стороны? В последнее время интеграционный процесс уперся в «бухгалтерию», в выяснение вопроса, кто кому должен. На ваш взгляд, существуют ли неразрешимые противоречия в экономике?


— Балансы, подсчеты — они, конечно, нужны. По–честному все должно быть: мы тебе поставили газ по такой цене, а ты нам за свои средства обеспечиваешь защиту западных границ и так далее. Это нормально. Должен быть какой–то внутренний гамбургский счет... Но только не надо из этого делать соль жизни. Вот мы недавно в «Известиях» опубликовали материал нашего собкора с Алтая. Скромный репортаж о крошечном селе, в котором закрывается школа. Как только она закроется — опустеет деревня, за ней — район... И все потому, что где–то наверху сказано: чем там занимаются в этом селе? Хлеб сеют? На Алтае? Невыгодно. Закрываем эту деревню. Но, ребята, погодите! Люди сеяли хлеб. Их было много. Они трудились, растили детей, радовались, печалились. Берегли кладовую, которая нам досталась от предков. Возможно, на данный момент с точки зрения экономики все это оказалось нерациональным. А что будет завтра? Мы же должны сохранить эту землю не только для себя — для потомков. В конце концов, ее нужно сохранить с точки зрения геополитических интересов... Если мы будем сегодня прямолинейно ко всему подходить — выгодно — невыгодно, то нам конец. Для меня очень важно, чтобы этот «цифровой» подход, который сегодня популярен в России, в отношении к самому близкому белорусскому народу не возобладал.


— И тем не менее складывается впечатление, что он как раз доминирует. Возьмем недавние высказывания министра Кудрина, после которых, как вы любите выражаться, «осадочек» остался.


— Что сказал Кудрин? К осени в Беларуси будет что–то вроде дефолта, а потом посмотрим, давать ей кредит или не давать... Это совершенно контрпродуктивно. Смотреть, как твой брат загнется, а потом ты у него корову купишь или заберешь за долги — это неправильно, мягко говоря. Но одновременно я бы порекомендовал не принимать близко к сердцу подобного рода высказывания. Важно то, во что верите вы, а не то, что говорят некоторые министры. Недавно, кстати, Президент Медведев «шикнул» на Кудрина в том смысле, что слушайте, господа министры, вы завязывайте–то свой, российский, народ пугать.


— Владимир Константинович, позвольте и такой вопрос на злобу дня. Вас как потребителя не смущает, что вместо доступного и качественного белорусского сыра, масла, молока в Россию завозятся продукты из Новой Зеландии, Аргентины, Бразилии? Понятно, что это удар по белорусскому АПК. Но ведь за такую торговую политику расплачиваются и российские потребители...


— Конечно, есть явный корыстный интерес и торговых сетей, и импортеров, и некоторых чиновников в том, чтобы продукция в российские магазины завозилась за тридевять земель и стоила дороже, чем белорусская. Да, есть на нашем рынке лоббизм, коррупция, пресловутые «откаты». Беларусь критикует Россию за это. И в этом она права. Но, может, как раз нынешняя экономическая ситуация, дефицит финансов и подтолкнут к тому, что предпочтение будет отдано дешевому и качественному продукту из Беларуси.


— Но пока все иначе. Мы видим расцвет протекционизма.


— Знаете, у нас накопилось немало взаимных претензий и даже обид, особенно в экономике.


— И что же с этим грузом делать?


— Надо спокойно садиться и разговаривать. Идти на взаимные уступки. В моем восприятии белорусско–российские отношения — это такой многоэтажный дом. На одном этаже идут споры по поводу цен на газ и нефтяных пошлин. На другом — обсуждаются поставки мяса, молока, сахара. На третьем — неспешная беседа о сохранении единого культурного пространства. Еще этаж — военные обсуждают перспективы сотрудничества... Главное, чтобы на всех уровнях имел место спокойный непрерывный диалог.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter