Изобрету колесо. Недорого

Кто придумал колесо, история умалчивает.
Кто придумал колесо, история умалчивает. Но польза от этого изобретения очевидна для всех. Для кого выдумывают сегодняшние ученые, иногда большой вопрос. Потому что многие их разработки дальше опытного образца не двигаются. То ли потому, что не особо и нужны, то ли просто внедрить новинку оказывается сложнее, чем изобрести.

К примеру, сотрудники Института механики металлополимерных систем НАН создали уникальную пленку, в которой свежее мясо хранится на 3 - 5 дней дольше, чем в обычной упаковке. Их же разработка - хирургическая нить, по свойствам близкая к западному аналогу, но дешевле, а в отличие от российского варианта - более эффективная. В академическом Институте овощеводства придумали малогабаритное оборудование для изготовления свежих овощных нектаров. В Институте молекулярной и атомной физики - лазерное устройство для уничтожения вредных веществ... Ученые справедливо полагали, что все эти разработки будут пользоваться спросом. Однако те и по сей день пылятся в лабораториях. Ради чего, спрашивается, время и деньги тратили? Работать "в стол" можно над фундаментальными исследованиями. Но прикладные изобретения нужны сегодня, а не завтра.

- У нас голова большая, а ноги слабые, - говорит и.о. гендиректора Национального центра интеллектуальной собственности Федор Крылов. - Проектов много, но доводить их все до финиша очень дорого. Если научно-исследовательские работы обходятся, скажем, в один рубль, опытно-конструкторские - в 10 рублей, то серийное освоение - в 100 рублей. К слову, в 90-х годах у радиозавода "Спутник" в Молодечно и НИИ ЭВМ в Минске уже были свои проекты по сотовой связи. А в итоге "BELCEL" сегодня работает на западных технологиях. Ученые не всегда стремятся получить прибыль. Институт, в свою очередь, не всегда связан с промышленностью.

А может, нам вовсе и не нужно столько проектов? В мировой практике из всех разработок внедряется всего 10 - 15 процентов. В Беларуси - 40! Только иной раз одно изобретение европейских ученых стоит 40 наших. "Там", что ни изобретут - кофеварку или троллейбус, - одно удовольствие пользоваться. Наша же новинка того и гляди выйдет из строя на второй день эксплуатации. В мире 10 процентов - итог жесткой конкурентной борьбы, когда за решение конкретной проблемы одновременно принимаются несколько фирм. И патентуют свое изобретение, чтобы соперников опередить. Большинство разработок белорусских ученых внедряются маленькими сериями и ненадолго, т.к. сделаны (чего их авторы не отрицают) не на высшем уровне. А патентуется, признает Федор Крылов, по большей части то, на что и так никто не претендует. "Меняется конъюнктура рынка, а мы еще не научились как следует ее просчитывать", - сетует первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Владимир Недилько.

Но ученый ли должен ее просчитывать? Возможно, проблема в том, что конкуренция в белорусской научной среде создана искусственно? Финансируются не более качественные или конкурентоспособные разработки, а те, что уже загодя нашли потребителя и производителя. "Без четкой системы внедрения не рассматривается ни одна работа, - рассказывает заместитель председателя ГКНТ Владимир Пранович. - Если же качество ее выполнения заказчика не устроило, требуем вернуть деньги в бюджет. Например, по 3 проектам возвращал деньги Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии. МЧС заказывало инструмент для резки бетона, которым можно быстро разбирать разрушенные здания. Но разработчики не нашли легкого материала, и инструмент получился неподъемным, вдвое тяжелее, чем заказывали..."

Ситуация, когда заказчик обращается к ученым, скорее исключение, чем правило. Чаще инициаторами выступают сами разработчики. Мол, не нужны ли вам супернити? А может, чудная соковыжималка? Конечно, нужны, говорят им. Но доходит дело до внедрения, и тут выясняется, что под "ноу-хау" необходимо перестраивать чуть не весь производственный процесс.

В прошлом году одна французская компания изобрела дыхательную трубку со встроенным в нее FM-радио. На тот случай, если подводные красоты коралловых рифов станут нагонять на водолазов скуку. Не представляю, какому чудаку приспичит под водой слушать радио, но поражает даже не столько нелепость самого изобретения, сколько то, что оно уже появилось в продаже и стоит 129 долларов...

"На Западе каждый день 1.000 фирм становятся банкротами, потому что рискуют, - говорит Владимир Недилько. - Не рисковать там просто нельзя. А ход мыслей большинства директоров белорусских предприятий примерно таков: продукцию производим и кое-как продаем, поменяй что-нибудь - можно "посадить" завод. Менять же придется многое, потому что под старое оборудование что-либо качественно новое разработать очень сложно".

Чем рискуют ученые, изобретая то, что уже давно изобретено? Ничем. "Ноу-хау" - это вовсе не показатель технического уровня страны, - считает Владимир Пранович. - Чем покупать зерноуборочный комбайн за рубежом за 100 тысяч долларов, мы разработаем свой. Чуть хуже по параметрам, но в целом удовлетворяющий наши потребности и раза в 3 - 4 дешевле".

В отсутствие элемента здоровой коммерциализации ученые играют в лотерею: работают в надежде на то, что их разработки сами найдут своего заказчика. Но... "Любая частная фирма сегодня настроена на скорую гарантированную прибыль, - объясняет невостребованность своих идей заведующий лабораторией Института механики металлополимерных систем НАН Виктор Гольдаде. - А здесь нужны маркетинг, производство, сбыт... Ученого ли это ума дело?" Или все же звена, объединяющего науку и промышленность? Структуры, которая умеет охотиться за частными заказами и продавать готовые разработки - словом, делать из идей полноценный товар, на котором можно заработать хорошие деньги... А возможно, компании и фирмы сами должны охотиться за лучшими учеными страны, вовлекать их в производство. Только тогда наука начнет работать на экономику, а не "в стол".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter