Автоматы по продаже талонов и паркоматы нужны. Но те ли, что нам предлагают?

Изобретение велосипеда

На XXV Международном форуме по информационно–коммуникационным технологиям ТИБО–2018 в Минске было много интересного и познавательного. Тут и рабочее место врача общей практики с выпиской электронных рецептов, и белорусский аналог карт Google Maps. Можно было посмотреть на наши достижения в робототехнике и увидеть пилотные зоны связи 5G. Все это с акцентом на поддержку стартапов и популяризацию IT среди молодежи.

Но было и другое — тоже интересное и не менее, если подумать, познавательное. Например, автомат по продаже талонов на проезд в общественном транспорте: купюры он не принимает, монеты тоже, сдачи не дает. Нужно засунуть в него банковскую карточку (если она есть) и правильно выполнить все инструкции, чтобы купить заветный талончик. Зато все это — на четырех языках. И сделан автомат, оказывается, в Польше, несмотря на всю нашу продвинутость в IT–сфере. С нашим рачительным отношением к бюджетным средствам, уверен, было и скрупулезное техзадание, и требовательный тендер... Просто немножко не то выбрали? Бывает...

Сколько ездил, в разных странах везде есть триада: безналичные аппараты, рядом — автоматы для купюр и мелочи, поблизости — кассы с живыми людьми. У нас же, получается, будет оригинально: нет у тебя карточки — к автоматам не подходи. Еще полгода назад генеральный директор ГП «Минсктранс» Леонтий Папенок говорил: «Кроме удобства для пассажиров, это максимально освободит водителей». И надеялся, что конфликтов в транспорте станет меньше: «Они говорят, что не смогли купить талон в киоске или у водителя не оказалось сдачи».

Думаю, все же конфликтов меньше не станет. Ведь появится еще куча отмазок: «у меня срок карточки вышел буквально вчера, представляете?», «я платил, а он ничего не выдал» или «автомат мою карточку съел».

Есть сферы, где не стоит выдумывать велосипед. Смысл изготавливать сугубо безналичные автоматы за рубежом, сертифицировать их в Беларуси, а потом ставить 4 (целых четыре!) в «самых оживленных местах» столицы на тестирование для меня, например, неочевиден. Наверное, в этом году «Минсктрансу» на ТИБО идти было не с чем, а очень хотелось.

Возвращался я из «Минск–Арены», привычно купив талончик в привычном киоске. И заехал на бульвар Толбухина. Видели вы огромные желтые щиты с призывами оплатить парковку и эсэмэской, и сканированным кодом, и чуть ли не телеграммой с уведомлением? Как думаете, многие так платят? Мне кажется, единицы, потому что я, к примеру, эти инструкции до конца дочитать не могу. Рядом — Вильнюс, где в центре города вообще бесплатно не станешь. И хотя мало кто из наших знает литовский, но мы уверенно подходим к маленькой «тумбочке», где все понятно: вот — для монет и купюр, здесь — для карточки, это — дисплейчик со временем окончания. И такой автоматик — рядом с каждым скоплением автомобилей.

Так вот, на Толбухина к желтым щитам теперь добавился и желтый паркомат! Он опять же ни монет, ни купюр не принимает и подсчет не ведет, сами думайте, сколько заплатить. В ГУ «Парковки столицы» тоже, видимо, тщательно подбирали. Но он есть! До освоения соседских технологий (карточка, купюры, монеты, сдача, расчет времени) нам осталось буквально четыре шага. И, учитывая опережающее развитие в нашей стране высоких технологий, можно быть уверенным, что и «Минсктранс», и «Парковки столицы» эти шаги осилят.

Пока же мы привычно идем нетореным путем. Зато своим. Зарубежные туристы наверняка запомнят Минск по таким вот необычным платежным автоматам. Слушайте, может, оно так и было задумано?

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter