Изобретение колеса

Велодорожка такого уровня у нас только одна. Построенная пару лет назад трасса, разрезающая Минск по диаметру, сразу стала одним из любимых мест отдыха...

Захотелось попробовать. Велодорожка такого уровня у нас только одна. Построенная пару лет назад трасса, разрезающая Минск по диаметру, сразу стала одним из любимых мест отдыха. Впечатлений от друзей, знакомых и просто любителей любоваться солнцем на спицах за эти два года я наслушался много. И разных. От восторженных до критических, с пожеланиями создателям дорожки хоть на пару дней съездить куда подальше в западном направлении. На стажировку. Но, как говорится, лучше однажды увидеть, а еще лучше попробовать самому...


На старт!


Как театр с вешалки, так велодорожка начинается с проката. Без него о массовом приобщении к велоспорту думать нечего. Ведь чтобы загореться, нужно хоть раз попробовать. А велосипед в детстве был не у всех... Да и давно это было. Благо хоть и поздно, но это поняли и у нас: месяц назад на велотреке «Минск–Арены», расположенном аккурат возле дорожки, появилась желтая растяжка, призывающая всех и каждого оседлать железного коня.


«Народу пока не очень много, — приветливо улыбаются сотрудники. — В день — человек 5 — 7. В выходные — чуть больше». Немудрено. Ехать за велосипедом на край города неблизко, а возвращаться после финиша придется на гудящих ногах. Формально на велодорожке действует 4 проката. Однако пункты возле Дворца спорта и футбольного манежа работают эпизодически. «В будние дни посетителей немного, и возить ради двух–трех человек нецелесообразно, — объясняют в Мингорисполкоме. — В выходные, когда количество желающих покататься вырастает до 50 — 100 человек в день, работают все точки». На этом фоне «Минск–Арена» с ее рекламой и стабильным графиком работы выигрывает, но и здесь удивляться начинаешь уже в кассе. 10 тысяч за час езды! Не заоблачно, конечно, но вполне ощутимо. Особенно с учетом того, что часа для велопрогулки мало: хочется ведь не просто с максимальной скоростью пролететь туда–обратно, а спокойно прокатиться, наслаждаясь окрестностями, изучая изнанку родного города, которая большую часть времени остается скрытой за фасадами центральных улиц, а с велодорожки видна как на ладони и выглядит потрясающе. На это и двух часов не хватит. К слову, здесь кроется и второй подводный камень. У большинства рабочий день заканчивается в 18.00 и, добираясь до «Минск–Арены» в лучшем случае за час, в свое распоряжение потенциальные велолюбители получают... аккурат час прокатного времени. 20.00 — время «Ч», когда велосипед следует поставить туда, где взял... Вопросов здесь, с учетом того что вечером на трассе будет включаться освещение, множество. Но, как говорится, что имеем...


— Брать будете?


— Конечно!


Марш–бросок до кассы, регулировка сиденья, краткий, но доходчивый инструктаж по пользованию переключателями передач, подкачка шин и расписка в том, что «на свой страх и риск» и «обязуюсь не ломать».


— Это что? «Аист»? — недоумеваю я, подсознательно рассчитывая на то, что за десятку в мое распоряжение выдадут более породистый и навороченный «аппарат».


— «Аист», но не спешите с выводами, — улыбается инструктор. — Для велопрогулок этот вариант куда лучше, чем «горный».


Что ж, поехали...


Внимание!


Прокатная «птица» начинает удивлять уже с первых метров. Амортизаторы, глотающие щели между тротуарными плитками, тихо щелкающие переключатели передач, удобное сиденье... Да, велолюбители с опытом могут морщить нос по поводу нечетких включений, веса и прочих нюансов, но с точки зрения новичка скажу так: от прежних «раскладушек» и «взросликов» здесь осталось только название. «Они новые — двух месяцев нет. Так что никаких претензий не было, — в ответ на мои расспросы сотрудники «Арены» лишь разводили руками. — Вот через год сможем сказать, что за зверь». Пока же, если не считать слетевшей цепи, проблем на всем 50–километровом пути велосипед не доставил. Они на дорожке появляются совершенно с другой стороны.


«Велосипед едет тихо, но бьет — наповал», — напутствовал меня в путь–дорогу инструктор. Не зря, как оказалось, напутствовал. Зато очень зря белорусские велопроизводители не включили в комплектацию своей прокатной продукции звонок. А лучше — сирену. Да погромче. Вроде той, которой оборудовала свой «агрегат» моя спутница, вызвавшаяся стать гидом в «экскурсии» по реалиям белорусского велоэкстрима. То, что велосипед у нас в стране до сих пор не ассоциируется ни с видом транспорта, ни с объектом повышенной опасности, стало понятно буквально сразу. Удобство велодорожки, проложенной по живописнейшим местам Минска, быстро оценили не только сами велосипедисты, но и прочие граждане и гости столицы. И высыпали на нее шумной гурьбой, наплевав на правила движения. «А что, какие–то правила есть?» — удивленно хлопает глазами молодая мама, увернуться от которой в скрытом за кустами повороте удалось лишь в последний момент. «Что вам, объехать сложно», — возмущается ее более решительный товарищ на роликах. Сложно. И не потому, что лень руль повернуть. Просто 30 — 40 километров в час на узкой дорожке, петляющей среди деревьев, временами ограниченной по краям железными ограждениями, с пятнами песка в поворотах (еще одна серьезная проблема, до которой, похоже, никому нет дела), на которых велосипед скользит не хуже, чем по льду, — это не шутки. И именно поэтому в свое время велосипедистов вежливо «попросили» с лыжероллерной трассы. Как говорится, так и убить можно. Или самому покалечиться. И в этом случае, к слову, виноват будет пешеход! «Здесь, конечно, однозначно сказать сложно, — говорит начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Жанна Тройно. — С одной стороны, по правилам на велодорожке пешеход находиться не имеет права, как не имеет он права находиться и на проезжей части. Но с другой стороны, в случаях расследований наездов на пешеходов все неоднозначно...»


Схема действий в случае столкновения проста. 102, ГАИ, протокол, и, если пешеход будет признан виновным в столкновении с велосипедистом, ему грозит штраф от 5 до 20 базовых величин. Как говорится, считайте сами. Впрочем, здесь тоже свои нюансы. Это не дорога и не ДТП. Чтобы точно доказать, кто же был виноват в столкновении, сотрудникам милиции, да и самим участникам, придется потратить немало сил. Связываться с бюрократической машиной пострадавшие велосипедисты и пешеходы решаются лишь в крайнем случае, и, возможно, именно поэтому, по словам Жанны Тройно, «случаев оформления столкновений между велосипедистами и пешеходами на минской велодорожке пока зафиксировано не было». А вот случай гибели пешехода под колесами велосипеда был зафиксирован совсем недавно. Правда, не в Минске, а в Гомеле и не на велодорожке, а на тротуаре, что и определило вину велосипедиста. Но ведь лучше не ждать, пока гром прогремит и над столицей?.. В Европе, к слову, пешеходы простые принципы движения уже усвоили и если и высовываются на проезжую часть, то крайне осмотрительно. У нас же, несмотря на то что для детских колясок, любителей вечерних пробежек и романтических прогулок на велотрассе отведена отдельная «полоса движения», велосипедистам приходится то и дело с риском для собственного здоровья уворачиваться от незнакомых с ПДД граждан.


Марш!


Парки и проспекты, шум центральных улиц и рыбаки на живописных мостиках через Свислочь... Тем, кто придумал и построил велодорожку, нужно сказать искреннее спасибо. Велосипеды в Беларуси приживаются, их число растет как на дрожжах, и создавать для них соответствующие условия просто необходимо. Причем слово «соответствующие» подразумевает не только ровный асфальт, правильные знаки и разметку. Пресловутые пункты проката, продажа хотя бы банальной минералки, крытые беседки, в которых можно было бы переждать дождь (сейчас на 27 километрах трассы мы насчитали их всего четыре), минимальное количество пересечений с улицами и, главное, культура движения, что сегодня свойственно лишь тем, кто хоть однажды гулял по улицам Берлина или Стокгольма.


— Дорожка сдана недавно, и ее благоустройство еще продолжается, — рассказали в группе технадзора Мингорисполкома. — В ближайшее время, например, откроются еще два пункта проката, в самых оживленных местах появятся информационные стенды, где будет указана вся необходимая информация, включая расписание работы, правила поведения, расстояние до ближайших прокатов и пунктов питания. Впоследствии трассу передадут в ведение зеленхозов соответствующих районов Минска, которые и будут поддерживать ее в подобающем виде.


Хочется верить, что с учетом первых «блинов» и пожеланий тех, для кого дорожка — не просто объект эксплуатации.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter