Источник: Знамя юности
Знамя юности

Через чащу напрямик. Ученый Виктор Саверченко создал велосипед, который «сглаживает» неровности дороги

Изобретая велосипед

Что будет, если поставить на руль велосипеда стакан с водой? «Стакан упадет, вода разольется», – ответите вы. И будете правы. Но только если речь не идет об изобретении сотрудника Национальной академии наук Беларуси, члена Совета молодых ученых Виктора Саверченко. Он собрал велосипед с инверсионным амортизатором, который обеспечивает невероятно плавный ход даже при наезде на препятствия и прыжках с бордюра.


У  36-летнего Виктора – 30 лет велосипедного стажа. До студенчества он спокойно рассекал на «раскладушке» по дорогам в Ждановичах (агрогородок в Минском районе. – Прим. «ЗН»). Повзрослев, решил сменить ее на что-то посерьезнее, но подобрать новый транспорт в магазине так и не смог:

– Ничего не нравилось ни по характеристикам, ни по дизайну. В итоге купил детали и собрал велосипед сам. Работал в удовольствие, не торопясь, поэтому потратил на это почти год.

Процесс увлек. Следом Виктор ради шутки собрал велосипед с ручным приводом, который и сейчас стоит у него во дворе: педали крутишь руками, рулишь ногами. Необычную конструкцию дополняют большое гнутое ветровое стекло и огромная корзина, в которую любили забираться соседские дети в надежде, что их покатают.

Еще один любопытный экземпляр – велосипед с пропеллером и мотором от бензопилы «Урал», которому Виктор дал звучное название «глайдор» (от английского слова «глайд», что означает «скользить», «планировать»). Транспорт приводится в движение за счет аэродинамической тяги воздушного винта – прямо как ультралегкий самолет. Он способен развивать скорость больше 80 км/ч и уверенно ездит по грязи, льду и снегу. Когда Виктор рассекал на нем между Минском и Ждановичами, где живет, его не раз останавливали инспекторы ГАИ: не потому, что парень нарушал ПДД, а просто из желания вблизи посмотреть на необычный транспорт. И хотя изобретатель поостыл к глайдору, велосипед с пропеллером жив до сих пор. Правда, стоит без движка: его ученый на зиму переставил на санки, превратив обычные сани в моторные.

Одно из недавних изобретений рационализатора – инверсионный амортизатор, который делает ход байка необычайно мягким и плавным. Этот амортизатор не проседает при езде по неровностям, и в итоге руль не «прыгает», все время оставаясь на одной высоте. Виктор и велик собрал специально под ноу-хау:

– Мой велосипед на 80 процентов – локальный продукт. Готовыми покупал только шины с покрышками и седло. «Начинку» делал сам: рама, «вилка» – все вышло из моей мастерской.

Кстати, про стакан с водой мы не шутили: такой эксперимент ученый действительно проводил. Причем устроил полосу препятствий, разложив у себя на пути доски высотой в 10 сантиметров. Удивительно, но даже от таких перепадов вода не разлилась: амортизатор сгладил все неровности.

Виктор испытывал велосипед на четырех видах рельефа:

– Причем не только наезжал на доски, но и прыгал с высоты – с 25-сантиметрового бордюра. А еще ездил по кочкам и проверял транспорт на устойчивость к тряске, катаясь по лесу не по тропинке, а напрямик, через кусты и деревья. Даже в таких непростых условиях велосипед развивал скорость 25–27 км/ч, что для поездок по лесу очень много. Картинка сменяется так быстро, что ты чувствуешь себя героем компьютерной игры.

Со своим супербайком Виктор вошел в число финалистов республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси». А реально ли запустить его в серийное производство?

– К сожалению, большого интереса к своей разработке я пока не увидел. Может быть, потому что такой велосипед недешевый – около 5000 рублей. Хотя, если наладить промышленный выпуск, сумма ощутимо уменьшится до 3000.

А как насчет того, чтобы открыть музей велотехники?

– Я об этом пока не думал, – признается ученый. – Хотя экспонатов мне бы точно хватило.

ВЕЛОНЬЮС

Лови гайд

Новые велогайды по Минску разработали школьники и учащиеся колледжей. Авторы лучших из них стали победителями городского конкурса «Столичный веломаршрут». Конкурсантам предложили взять за основу популярные туристические локации своего района Минска, дополнив маршрут новыми объектами и элементами интерактива. Например, учащиеся Минского государственного колледжа монтажных технологий и транспортной логистики разработали квест-экскурсию по Тракторозаводскому поселку, во время которой можно увидеть один из самых старых домов поселка – с надписью «1947 год» на фасаде. А также необычную систему освещения улиц, оставшуюся еще с послевоенных времен: с подвесными фонарями, размещенными над дорогой… Планируется, что проекты школьников будут доработаны профессиональными экскурсоводами, сотрудниками Национальной академии наук Беларуси. А после сертификации в Национальном агентстве по туризму велопешеходные маршруты появятся в открытом доступе и ими смогут воспользоваться все желающие.

Поезжай, как... пешеход

Республиканская акция «Движение по правилам!» стартовала на этой неделе. По всей стране вблизи пешеходных переходов будут дежурить наряды ДПС, чтобы проконтролировать, по правилам ли пересекают дорогу велосипедисты и владельцы средств персональной мобильности (самокатов, сегвеев, моноколес) и пропускают ли их водители. Госавтоинспекция напоминает: новая редакция Правил дорожного движения позволяет владельцам велосипедов не спешиваться при пересечении проезжей части. Но при этом они должны двигаться со скоростью не больше, чем у идущего пешехода – 3–5 км/ч.  Акция продлится до 26 марта.

Радар подскажет

Мониторинг велотрафика планируется провести в Минске. Для этого на определенных участках дорог установят специальные детекторы – радары или системы видеоаналитики, которые позволят увидеть, какие направления наиболее востребованы и где инфраструктура пока отстает от спроса. Кроме того, будет скорректировано движение по некоторым популярным веломаршрутам. В первую очередь изменения коснутся проспекта Победителей. В этом сезоне планируется обустроить велодорожки по обе стороны проспекта (кроме магистральной вдоль Свислочи) и привести их в соответствие с нормативами – в том числе по ширине.

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter