Фото Сергея ЛОЗЮКА.
Обратим внимание на важный момент. Жилищно–коммунальное хозяйство — большое и важное для комфортной жизни каждого из нас — меняется заметно. Более информативными стали жировки. В Минске недавно завершился эксперимент оптимизации в двух районах. Экономия получилась весомой. За счет тех резервов, которые, скажем прямо, были на виду. А сколько их скрыто от глаз? Ведь есть еще потери тепла и воды в сетях, которые уклончиво называют сверхнормативными, затраты на содержание непрофильных активов... И все эти потери и недоработки через тарифы вынуждены оплачивать потребители. То есть мы с вами.
Фото Сергея ЛОЗЮКА.
Напомним, порядок изменения тарифов на жилищно–коммунальные услуги для населения определен президентским Указом от 5 декабря 2013 года № 550. В нем оговорено, что повышение субсидируемых государством тарифов на ЖКУ для населения осуществляется ежегодно с 1 января в размере, эквивалентном 5 долларам в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров. Если она укладывается в нормативы потребления жилищно–коммунальных услуг. Конкретные цифры тарифов Министерство антимонопольного регулирования и торговли накануне нового года согласовывает с облисполкомами и с Мингорисполкомом.
Для чего такая скрупулезность? Почему Президент требует все более педантичного изучения затрат? Не секрет, что за услуги ЖКХ мы платим меньше, чем граждане в соседних странах. Речь как об абсолютных цифрах, так и о доле в семейных доходах. Сейчас наши граждане возмещают более 60 процентов затрат на ЖКУ, но уже в этом году процент должен вырасти до 75, а конечная цель, понятно, 100 процентов. Это объективная экономическая необходимость. И дело даже не в том, что стопроцентную оплату нам настойчиво рекомендуют партнеры из МВФ. Не может постоянно реальный сектор нести на себе бремя компенсации затрат на ЖКУ, оказываемые населению. В более благополучные времена мы не спешили отказываться от перекрестного субсидирования. Но сегодня ситуация на рынках обострилась до предела. Чтобы удержать конкурентоспособность в производственном процессе, необходимо экономить каждую копейку. А стабильность реального сектора — основа материального благополучия граждан. Это аксиома. Поэтому и идем постепенно к разумному балансу интересов и людей, и предприятий. Но не делаем это, просто механически изменяя доли оплаты. В сути лежит замысел ужать расходы настолько, чтобы при достижении стопроцентной оплаты населением абсолютные цифры не выросли пропорционально. Вот что главное! И задача эта решается. Еще недавно мы не оплачивали и трети, сегодня практически две трети, а «коммуналка» при этом не стала непосильным бременем, как в некоторых соседних странах.
Оптимизация отрасли продолжается. Уместно напомнить, что лишь недавно (25 апреля, «Цифры и упрямая вещь») «СБ» сообщала об огромных резервах, выявленных в системе ЖКХ. Только за минувший год суммарные затраты на жилищно–коммунальные услуги были снижены на 266,67 млн рублей, или около 140 млн долларов. Произошло это фактически под давлением Комитета госконтроля.
— Сейчас масштабные контрольные мероприятия проводятся во всех регионах, — сказал корреспонденту «СБ» Александр Якимов, начальник управления контроля строительства, ЖКХ и связи КГК.
Изучаются резервы снижения себестоимости услуг, порядок формирования планово–расчетных цен, расходы непроизводительного характера, выявляются неэффективно работающие теплоисточники и тепловые сети. Особое внимание уделяется смежным организациям, которые осуществляют поставки товаров и услуг предприятиям ЖКХ.
Фото Александра КУЛЕВСКОГО.
Результаты проверок с конкретными цифрами, выводами и предложениями будут доложены Президенту. Будет сделан еще один значительный шаг в сторону минимизации затрат. То есть к экономии наших с вами денег. Это что касается экономической стороны вопроса. Но важно еще и поставить надежный заслон криминалу, закрыть любые лазейки для махинаций и злоупотреблений. Ведь теневые заработки нечистых на руку дельцов тихой сапой лягут туда же — на затраты. То есть коррупционер лезет к каждому из нас в карман. Очень циничный промысел при колоссальной работе государства, направленной на экономию народной копейки.
В могилевском деле спустя некоторое время следствие, конечно, точку поставит. Его ход официальный представитель Следственного комитета Сергей Кабакович прокомментировал пока коротко:
— Центральным аппаратом Следственного комитета расследуется уголовное дело в отношении бывшего директора Могилевского УКП «Жилкомхоз», который обвиняется в превышении служебных полномочий при выполнении обязанностей на руководящей должности указанного предприятия. В настоящее время он полностью признал вину, раскаялся в совершенном преступлении и предпринимает меры по возмещению причиненного ущерба...
А вот на что обращают внимание в Министерстве жилищно–коммунального хозяйства: «При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организациям ЖКХ, как и любым другим хозяйствующим субъектам, необходимо уделять пристальное внимание исключению коррупционных рисков и нарушений требований законодательства. При этом и местным органам власти, которым напрямую подчиняются организации ЖКХ, работу комиссий по противодействию коррупции необходимо организовать так, чтобы не допустить антикоррупционные риски и любые противоправные действия. Здесь важно все: начиная с жесткого подбора квалифицированных кадров на должности руководителей предприятий до осуществления действенного контроля за расходованием финансовых средств».
Да, вроде все логично. Но выявленные факты не могут не наводить на мысль о необходимости изменений в этой системе. Коль в нынешнем виде структура ЖКХ оставляет очевидные лазейки для злоупотреблений, она не может быть названа совершенной. И с этим однозначно надо разбираться.