Динамично меняющаяся картина мира убеждает, что многие тренды, сложившиеся в конце прошлого века, сегодня проходят испытание на прочность. Развитие Беларуси приобретает новые черты. В чем особенность сложившейся ситуации? Об этом беседа с доцентом кафедры конституционного и административного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидатом юридических наук Анатолием Кураком.
Поддержка народа
— В независимой Беларуси каждый этап совершенствования Конституции связан с определенными процессами в обществе. Анатолий Иванович, в чем состоит отличительность нынешнего момента?— Принятие новой Конституции или внесение в нее изменений и дополнений не происходит спонтанно по субъективному желанию кого-либо. Для этого должны быть соответствующие объективные предпосылки. Сегодня можно выделить несколько таких обстоятельств. Первое. Действующая Конституция принималась в условиях необходимости усиления централизации государственной власти, вызванной распадом СССР. Было признано целесообразным, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом, обладающим значительным объемом полномочий, может обеспечить выход Беларуси из глубокого политического и социально-экономического кризиса, в котором она оказалась. Это и нашло отражение в конституционных изменениях, принятых на референдуме 24 ноября 1996 года. Многие решения были замкнуты на Главе государства, которому пришлось осуществлять глубокие разносторонние преобразования в различных сферах жизнедеятельности государства. Это, естественно, потребовало серьезного обновления и системы государственной власти на всех ее уровнях, что, в общем-то, и было достаточно успешно сделано. Однако, как известно, жизнь не стоит на месте, и в результате к данному моменту в стране сложились соответствующие объективные предпосылки для осуществления дальнейшей демократизации политической системы и ее обновления. В качестве второй предпосылки конституционного реформирования явилась необходимость удовлетворения на сей счет запросов гражданского общества на обновление формы организации государства.
— Когда и по каким причинам вносились изменения в Основной Закон нашей страны?
— Текст Конституции, принятой 15 марта 1994 года, был разработан с учетом концепции, предложенной тогдашним Верховным Советом, который в формально прописанной в данной Конституции системе разделения властей стал играть доминирующую роль. В результате к 1996 году в Беларуси обострились противоречия между Президентом и оппозиционным Верховным Советом: стало очевидно, что на сотрудничество с Главой государства Парламент не настроен. В этой ситуации нужно было срочно предпринимать неординарные меры, и Президент выступил с инициативой о намерении провести в республике референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права Президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Народ, как известно, поддержал курс Главы государства. Это позволило разрешить противостояние законодательной и исполнительной власти. Очередные изменения в Конституцию были внесены на референдуме 17 октября 2004 года, который также был проведен по инициативе Президента. Он обратился к народу с вопросом предоставления ему права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и изменении статьи 81 Конституции в части отмены ограничений на количество сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица. По итогам референдума, как нам известно, народ в очередной раз поддержал предложение белорусского лидера.
Чем больше прав, тем больше ответственность
— В системе органов государственной власти вырабатываются стратегические направления, связанные с передачей полномочий между ее структурами. На какой результат мы в итоге рассчитываем?
— С учетом произошедших в стране изменений отпала необходимость в дальнейшем сохранении столь жесткой концентрации президентской власти и настало время перераспределить отдельные полномочия Президента между другими центральными государственными органами и прежде всего наделить ими Правительство и Парламент. Не исключено, что некоторые из этих полномочий могут быть переданы даже на местный уровень с учетом взятого курса на повышение роли и самостоятельности органов местного управления и самоуправления. Перераспределение президентских полномочий между другими органами власти, безусловно, будет способствовать развитию политической системы, определенной демократизации общественных отношений. Однако разработчикам конституционных изменений необходимо помнить, что у кого больше прав, с того должен быть и больший спрос за принимаемые решения и их результаты. Необходимо одновременно прописать и вопросы ответственности соответствующих субъектов.
— Как известно, Конституция, принятая при участии большинства избирателей и поддержанная большей частью граждан, считается своего рода общественным договором. В особенности этот договор наиболее отчетливо проявляется при принятии Основного Закона путем референдума как наиболее воспринимаемого гражданами способа, который наглядно демонстрирует им количество своих единомышленников. Как показывает опыт бывшего СССР, все последующие Конституции по своей сути являлись более демократичными, чем предыдущие. С подобных позиций к конституционному реформированию подходят и в нашем случае. Общедемократические начала готовящейся к принятию Конституции будут, несомненно, способствовать дальнейшей консолидации белорусского общества. Они усилят сплоченность нации. Очень символично, что подготовка новой Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа и ее принятие станет своего рода национальным символом, который будет поддержан белорусами.
Сохранить устойчивость государства
— Сейчас в обществе обсуждается вопрос о роли Всебелорусского народного собрания. Какой она может быть?— Всебелорусскому народному собранию предлагается придать статус конституционного органа. В этом случае он станет институтом представительной демократии. В дискуссии порой отмечается, что у нас есть Парламент, который также является общегосударственным представительным органом. Это действительно так. Но функционирование ВНС позволит более полно реализовать институт народовластия в стране. Как справедливо отмечают некоторые ученые, наличие ВНС со своими функциями, задачами и целями важно также и с точки зрения баланса сил. Имеется в виду, что данный орган будет определять стратегические направления развития Беларуси и при необходимости предостерегать соответствующие ветви власти и даже Главу государства от принятия решений, могущих повлечь за собой нежелательные для страны последствия.
В связи с этим было бы логичным (а возможно, это уже и предусмотрено) наделить ВНС соответствующими контрольными полномочиями и при необходимости правом властного реагирования. В силу особой значимости ВНС Президент требует от разработчиков конституционных изменений уделить новому органу особое внимание, сделать это так, чтобы не нарушить устойчивость государственного аппарата, не допустить появления в стране двоевластия, разбалансированности государственного управления.
shamko@sb.by