В основе совершенствования Конституции — объективные предпосылки

Изменения идут от жизни


Динамично меняющаяся картина мира убеждает, что многие тренды, сложившиеся в конце прошлого века, сегодня проходят испытание на прочность. Развитие Беларуси приобретает новые черты. В чем особенность сложившейся ситуации? Об этом беседа с доцентом кафедры конституционного и административного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидатом юридических наук Анатолием Кураком.

Поддержка народа

— В независимой Беларуси каждый этап совершенствования Конституции связан с определенными процессами в обществе. Анатолий Иванович, в чем состоит отличительность нынешнего момента?

— Принятие новой Конституции или внесение в нее изменений и дополнений не происходит спонтанно по субъективному желанию кого-либо. Для этого должны быть соответствующие объективные предпосылки. Сегодня можно выделить несколько таких обстоятельств. Первое. Действующая Конституция принималась в условиях необходимости усиления централизации государственной власти, вызванной распадом ­СССР. Было признано целесообразным, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом, обладающим значительным объемом полномочий, может обеспечить выход Беларуси из глубокого политического и социально-экономического кризиса, в котором она оказалась. Это и нашло отражение в конституционных изменениях, принятых на референдуме 24 ноября 1996 года. Многие решения были замкнуты на Главе государства, которому пришлось осуществлять глубокие разносторонние преобразования в различных сферах жизнедеятельности государства. Это, естественно, потребовало серьезного обновления и системы государственной власти на всех ее уровнях, что, в общем-то, и было достаточно успешно сделано. Однако, как известно, жизнь не стоит на месте, и в результате к данному моменту в стране сложились соответствующие объективные предпосылки для осуществления дальнейшей демократизации политической системы и ее обновления. В качестве второй предпосылки конституционного реформирования явилась необходимость удовлетворения на сей счет запросов гражданского общества на обновление формы организации государства.

— Когда и по каким причинам вносились изменения в Основной Закон нашей страны?    

— Текст Конституции, принятой 15 марта 1994 года, был разработан с учетом концепции, предложенной тогдашним Верховным Советом, который в формально прописанной в данной Конституции системе разделения властей стал играть доминирующую роль. В результате к 1996 году в Беларуси обострились противоречия между Президентом и оппозиционным Верховным Советом: стало очевидно, что на сотрудничество с Главой государства Парламент не настроен. В этой ситуации нужно было срочно предпринимать неординарные меры, и ­Президент выступил с инициативой о намерении провести в республике референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права Президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Народ, как известно, поддержал курс Главы государства. Это позволило разрешить противостояние законодательной и исполнительной власти. Очередные изменения в Конституцию были внесены на референдуме 17 октября 2004 года, который также был проведен по инициативе Президента. Он обратился к народу с вопросом предоставления ему права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и изменении статьи 81 Конституции в части отмены ограничений на количество сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица. По итогам референдума, как нам известно, народ в очередной раз поддержал предложение белорусского лидера.

Чем больше прав, тем больше ответственность

— В системе органов государственной власти вырабатываются стратегические направления, связанные с передачей полномочий между ее структурами. На какой результат мы в итоге рассчитываем?

— С учетом произошедших в стране изменений отпала необходимость в дальнейшем сохранении столь жесткой концентрации президентской власти и настало время перераспределить отдельные полномочия Президента между другими центральными государственными органами и прежде всего наделить ими Правительство и Парламент. Не исключено, что некоторые из этих полномочий могут быть переданы даже на местный уровень с учетом взятого курса на повышение роли и самостоятельности органов местного управления и самоуправления. Перераспределение президентских полномочий между другими органами власти, бе­зусловно, будет способствовать развитию политической системы, определенной демократизации общественных отношений. Однако разработчикам конституционных изменений необходимо помнить, что у кого больше прав, с того должен быть и больший спрос за принимаемые решения и их результаты. Необходимо одновременно прописать и вопросы ответственности соответствующих субъектов.


— Насколько деятельность по обновлению Конституции сможет способствовать дальнейшей консолидации белорусского общества?

— Как известно, Конституция, принятая при участии большинства избирателей и поддержанная большей частью граждан, считается своего рода общественным договором. В особенности этот договор наиболее отчетливо проявляется при принятии Основного Закона путем референдума как наиболее воспринимаемого гражданами способа, который наглядно демонстрирует им количество своих единомышленников. Как показывает опыт бывшего ­СССР, все последующие Конституции по своей сути являлись более демократичными, чем предыдущие. С подобных позиций к конституционному реформированию подходят и в нашем случае. Общедемократические начала готовящейся к принятию Конституции будут, несомненно, способствовать дальнейшей консолидации белорусского общества. Они усилят сплоченность нации. Очень символично, что подготовка новой Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа и ее принятие станет своего рода национальным символом, который будет поддержан белорусами.

Сохранить устойчивость государства

— Сейчас в обществе обсуждается вопрос о роли Всебелорусского народного собрания. Какой она может быть?

— Всебелорусскому народному собранию предлагается придать статус конституционного органа. В этом случае он станет институтом представительной демократии. В дискуссии порой отмечается, что у нас есть Парламент, который также является общегосударственным представительным органом. Это действительно так. Но функционирование ВНС позволит более полно реализовать институт народовластия в стране. Как справедливо отмечают некоторые ученые, наличие ВНС со своими функциями, задачами и целями важно также и с точки зрения баланса сил. Имеется в виду, что данный орган будет определять стратегические направления развития Беларуси и при необходимости предостерегать соответствующие ветви власти и даже Главу государства от принятия решений, могущих повлечь за собой нежелательные для страны последствия.

В связи с этим было бы логичным (а возможно, это уже и предусмотрено) наделить ВНС соответствующими контрольными полномочиями и при необходимости правом властного реагирования. В силу особой значимости ВНС Президент требует от разработчиков конституционных изменений уделить новому органу особое внимание, сделать это так, чтобы не нарушить устойчивость государственного аппарата, не допустить появления в стране двоевластия, разбалансированности государственного управления.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter