Изгнание USAID

Американское агентство по международному развитию (USAID) прекращает работать в России...

Американское агентство по международному развитию (USAID) прекращает работать в России.

В 1961 году данное агентство было учреждено президентом США Р. Кеннеди. Как говорится на сайте организации, «США оказывает зарубежную помощь всегда с двойной целью — продвижения американских интересов и улучшения условий жизни в развивающемся мире. USAID проводит внешнюю политику США, содействуя широкомасштабному человеческому прогрессу и, в тоже время, расширяя число стабильных и свободных обществ, создавая рынки и торговых партнеров для США и способствуя доброй воле за границей». Но это реклама. А как в реальной жизни?

Начнем с того, что президент США Р. Кеннеди, которого в странах СНГ почему-то принято превозносить как одного из наиболее прогрессивных американских президентов, относился к помощи зарубежным странам в борьбе с различными проблемами достаточно нетрадиционно для обычной доктрины гуманизма. Он понимал под зарубежной помощью «метод, которым Соединенные Штаты поддерживают позицию влияния и контроля в мире и поддерживают многие страны, которые иначе окончательно разрушатся или перейдут к коммунистическому блоку». В соответствии с такой трактовкой создание USAID оказалось гениальным изобретением. Оказывать зарубежную помощь бедным странам такой богатой стране, как США все равно приходится, тем более, что это в те времена активно делали злейшие противники и конкуренты американцев — социалистические страны. Так почему бы не использовать эти деньги не на содействие развивающимся странам, а на проведение там в жизнь американских национальных интересов под предлогом оказания помощи? А перед сострадательной американской общественностью отчитываться грандиозными суммами потраченных денег, подтверждая, что США являются щедрым донором для бедных стран.

На сайте организации указывается, что в данный момент USAID реализует более 300 проектов на территории России. В названиях большинства из них мелькают такие словосочетания, как «усиление демократических институтов», «содействие свободе прессы», «развитие новых медиа», «прозрачные выборы», «права человека», «гражданское общество», «содействие гражданскому участию». Проекты, целью которых является неполитическая сфера жизни России, тоже есть, но достаточно редки. Получается, что международная помощь для России со стороны США выглядит достаточно специфично, пересекая опасную грань вмешательства во внутренние дела самой Российской Федерации. Именно это и стало главной причиной для Москвы пойти на такую вынужденную меру, как прекращение деятельности USAID в стране.

В заявлении Госдепартамента США о прекращении деятельности USAID прозвучало, что «хотя физическое присутствие USAID в России подойдет к концу, мы по-прежнему привержены поддержке демократии, прав человека и развития жизнеспособного гражданского общества в России и с нетерпением ждем продолжения сотрудничества с российскими НКО». То есть американцы открытым текстом проинформировали, что по-прежнему планируют активно вмешиваться во внутреннюю политическую жизнь Российской Федерации, влияя на ее негосударственные организации.

В ответ на это признание МИД Российской Федерации оказался вынужден выступить с уточнением, почему USAID должен уйти из России. Как говорится в комментарии, такое решение вызвано в первую очередь тем, что характер работы представителей агентства в России далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность организации в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем МИД России неоднократно предупреждал американских коллег. Сообщил МИД и о том, что Россия теперь входит в число «новых доноров» и отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях. Российское же гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во «внешнем руководстве».

С уходом из России USAID способности США по влиянию на внутренние дела России окажутся серьезно подорваны. Впрочем, остаются десятки тысяч российских граждан, с которыми USAID плотно сотрудничал все предыдущие годы. Часть из них откровенно расстроена: получать американские деньги на реализацию внешней политики США на российских просторах с прежней простотой больше не получится. Удивление вызывает лишь то, что российское правительство так долго ждало, чтобы завершить деятельность этой организации на своей территории. Интересно, сколько USAID сможет продержаться на территории Казахстана, своем последнем оплоте на территории будущего Евразийского союза?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter