Изгнание из рая

О западной культуре налогов
Бенджамин Франклин как–то заметил, что неизбежны в мире только смерть и налоги. Да... Хоть этот отец – основатель США и изображен на 100–долларовой купюре, он, вопреки распространенному заблуждению, никогда не был американским президентом, и не исключено, как раз по той причине, что в политике был больше теоретиком, чем практиком. Полагаю, найдется немало людей, которые насчет неизбежности налогов с ним бы поспорили...

Вообще–то в функциональные обязанности прокуратуры в Германии не входит зарабатывание денег, тем не менее в последние несколько недель она, как говорят на Уолл–стрит, делает бизнес. Один уволенный сотрудник лихтенштейнского банка LGT решил, что выходного пособия ему будет недостаточно, и выставил на продажу базу данных клиентов, предусмотрительно скопированную с рабочего компьютера. Берлин посчитал информацию ценной и предложил осведомителю 4 миллиона евро. Много, скажете, но каждый вложенный в эту сделку евро на сегодняшний день уже принес 7 евро дохода.

По оценкам германских экспертов, ежегодно бюджет страны недополучает порядка 30 миллиардов евро налогов и 8 из них оседают в банках Лихтенштейна, этого крошечного государства, зажатого в горах между Швейцарией и Австрией. Это карликовое европейское княжество наряду с Андоррой и Монако Организация экономического сотрудничества и развития внесла в «черный список» и считает «налоговым раем». Ставка подоходного налога в этих странах в несколько раз ниже, чем в других государствах Западной Европы (граждане Евросоюза возвращают в казну до половины, а в некоторых случаях и большую часть своего дохода). Не удивительно, что капиталы текут рекой из Германии — в Лихтенштейн, из Франции — в Монако, из Испании — в Андорру.

Для перечисленных маленьких государств банковские услуги — это самый главный источник доходов. К примеру, в Лихтенштейне вторая статья в бюджете — это печатание марок. Здесь денег много не заработаешь, поэтому княжеские семьи тайну банковских вкладов охраняют как независимость собственных государств. Вадуц обвинил Берлин в «тевтонской политике», но Ангела Меркель твердо решила идти до конца. Следующая германская цель — Монако. Канцлер уже провела переговоры с князем Альбером. Берлин поддержали остальные европейские столицы и Вашингтон. Лондон, например, также купил клиентскую базу у лихтенштейнского клерка.

...Британец Уинстон Черчилль, который, в отличие от американца Франклина, на деле был знаком с устройством государственной машины, всегда подчеркивал, что хороших налогов просто не бывает. Есть ведь и легальные способы уйти от налогов. Например, поменять место жительства. Музыканты, звезды кино, спортсмены не потому переезжают на Лазурный берег Монако или в Швейцарские Альпы, что им нравится местный климат. Восходящая звезда «Формулы–1» британец Льюис Гамильтон долго и упорно объяснял жителям своего родного городка Стивенэйдж, а заодно и всей Великобритании, что перебраться в Альпы его заставило стремление к тишине. Однако кто–то подсчитал, что если карьера молодого гонщика будет успешно развиваться, в ближайшие 15 лет он заработает миллиард долларов. По британским законам ему пришлось бы выплатить около 400 миллионов долларов налогов. В Швейцарии он отделается всего 6 миллионами. В конце концов Гамильтон признал, что переехал по экономическим причинам. На берегу Женевского озера его уже ждут коллеги по цеху — братья Шумахеры, Ален Прост, Жак Вильнев, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен и даже Берни Экклстоун, хозяин «Формулы–1». Другие толстосумы из мира спорта — теннисисты и гольфисты — больше предпочитают Монако...

Мы еще, конечно, не пришли к западной культуре налогов, но, пожалуй, и у нас большинство уже знает, что налоговая декларация заполняется до 1 марта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter