Что делать с рукописью, которую не берут издатели?

Издай себя сам

Прошли те времена, когда, закончив «монументальный труд», можно было смело нести его в издательство и рассчитывать на миллионный тираж. Сегодня все не так просто. Что делать с рукописью, которую не берут издатели?



Несмотря на то что на сайте каждого крупного издательства всегда есть раздел «авторам», новых писателей не набирают. Ничего не поделаешь, закон рынка – даже гениальная книга никому не известного сочинителя просто не будет продана. Если ваши тексты хороши, но пока что не стали популярными, самое время заявить о себе обходными путями.

Не в стол, а в сеть

Самый популярный способ – отправить произведения на литературные порталы. Если из белорусских – то электронный журнал «Текстура». 
Российских – «Изба-читальня», «ЛитКульт», «Литпром». Из последнего, кстати, вышли Сергей Минаев и Эдуард Багиров. Главный минус литературных порталов – читают их обычно те, кто пишет. Сторонних читателей там практически не водится. Поэтому можно либо стать частью цифрового мусора, либо нарваться на резкую критику коллег, которая отобъет всякое желание писать дальше. Хотя есть и обратные примеры.

Написал – озвучил

Еще один вариант – самостоятельно создать аудиокнигу. Благо в социальных сетях достаточно сообществ, где они популярны. Однако одной записи будет мало. Бывалые литераторы советуют к каждому аудиорелизу прикладывать иллюстрации. Их можно заказать у таких же начинающих художников в сообществе бета-ридеров, а заодно поинтересоваться мнением насчет текста. Конечно, там далеко не профессионалы, но ведь и читать ваши книги будут не академики.
К аудиокниге хорошо бы приложить бук-трейлер – короткий (не более двух минут) постановочный кинофильм, презентующий идею и самые интересные моменты произведения. Готовый ролик заливается на youtube и дополнительно подогревает интерес.

Селф-паблишинг

Все статистические показатели свидетельствуют о том, что рынок электронных книг растет, но не у нас. Что мешает оформить книгу для таких гигантов, как Amazon? Проблема только в том, что таких сервисов на русском языке крайне мало, а чтобы оформить книгу на тот же Amazon, нужно перелопатить минимум 10 страниц английской документации и обладать хотя бы начальными умениями верстки. Ведь если текст оформлен не по правилам площадки – его удалят. Порталов для селф-паблишинга сегодня огромное множество. Прогнозируют их скорое появление и в русскоязычном сегменте интернета. Новейшая история знает примеры, когда никому не известные авторы, получив отказ в официальных издательствах, тут же взлетали на площадках для селф-паблишинга. Например, писатель Хью Хауи разместил таким образом свою книгу Wool. Права на ее экранизацию выкупил режиссер Ридли Скотт (фильмы «Бегущий по лезвию», «Чужой», «Прометей»).

Есть запрос, будет книга

Сервис, благодаря которому писатель может оформить макет своей книги и закачать в систему, называется «печать по требованию». Тираж будет зависеть от того, сколько экземпляров закажут. Другой вопрос, что перед тем как отдавать произведение, например компании Ridero (крупнейший игрок в Восточной Европе), рукопись необходимо как следует вычитать. С печатью по требованию надо быть крайне осторожным – люди знающие говорят, что эта сфера кишит мошенниками. Поэтому, если какой-нибудь сайт вам приглянулся, спросите о нем в тематических писательских сообществах. 

Андрей ДИЧЕНКО, dichenko@sb.by

Колонка редактора

Кто как отпраздновал Всемирный день книг и авторского права, а мы замутили целую тему номера.

Журналистов называют писателями на скорую руку, и многие из нас втайне мечтают сочинить роман, так что, скажу я вам, мы прониклись.

Наверняка, среди вас найдется тот, кто не просто мечтает, а уже что-то делает. Мы немного поработали, чтобы собрать для вас полезную информацию. Воспользуйтесь ей с умом. Будем очень рады, если окажемся причастны к вашему успеху. А он, не сомневаемся, обязательно придет, потому что аудитория огромна. Вас могут читать по всему миру!

Я не верю, когда говорят, что люди перестали интересоваться литературой. Как ни зайду в книжный магазин, там всегда много покупателей, причем по большей части молодых. При том, что теперь все переходят на электронные читалки. Так сколько же вас на самом деле, читатели? 

Всем, кто надеется стать не просто писакой, а Писателем, и выдавать не чтиво для метро, а создавать Настоящие Книги, нужно понять, что одного таланта мало. Недавно общалась с Николаем Чергинцом. «Что нужно, чтобы стать настоящим писателем?» – спросила я автора культовых романов «Майор Ветров», «За секунду до выстрела», «Вам – задание» и других произведений. И как вы думаете, что он ответил? В первую очередь быть человеком. Понимать другого, его горе, радость. Уметь заглянуть в душу. Но самое главное – чувствовать ответственность перед обществом.

И это на самом деле правильно. Кем бы мы ни были – журналистами, врачами, асфальтоукладчиками, предпринимателями, учениками – нужно думать о том, что приносим в мир, хорошо ли выполняем свою работу, помогаем ли ближнему, можем ли назвать себя достойными людьми… Но писатель – это отдельная песня, ведь он транслирует свои мысли на огромную аудиторию. Поэтому вдвойне ответственен перед социумом.

Подумайте над этим, но не сидите сложа руки. Учитесь. Кстати, «Знаменка» – вам в помощь. Каждый месяц в нашей редакции проводит мастер-классы писатель Виктор Лупасин. И знаете что, он действительно учит писать! О времени и месте встреч мы сообщаем заблаговременно на страницах газеты и в группе «ВКонтакте». Дерзайте! Мы вас ждем.

У меня к вам только одна просьба. Когда станете знаменитыми поэтами, прозаиками, драматургами, зайдите в «Знаменку» и покажитесь нам, чтобы мы могли за вас порадоваться.

slobodich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter