Издательство без шпаргалок

Так получилось, что моя беседа с директором издательства «Беларусь» Александром Столяровым состоялась 23 февраля...
Так получилось, что моя беседа с директором издательства «Беларусь» Александром Столяровым состоялась 23 февраля. То есть телефон разрывается от поздравительных звонков, сотрудницы — коллектив в основном женский — загадочно улыбаются, а я со своими вопросами... Конечно, «мужской» праздник не всеми воспринимается однозначно. Но в этом кабинете повод для поздравлений был: Александр Григорьевич Столяров оказался бывшим суворовцем.

— А как же — вырос в семье военных. Но вот сам отказался от военной карьеры. С 1970 года я в журналистике и ей практически не изменял. Работал на телевидении, в БЕЛТА.

— Насколько знаю, когда вы сюда пришли полтора года назад, издательство было в бедственном положении.

— Да, фактически на грани банкротства. Но стыдно было хоронить издательство «Беларусь» — старейшее в стране, в 2006 году мы отмечали 85 лет с момента его создания. Так что пришлось искать, экспериментировать. К тому же мы не оставили ни одну из ниш, которые раньше занимало издательство «Беларусь».

— Кстати, о нишах... Специализацию издательства нередко можно определить уже по названию: «Мастацкая лiтаратура», «Беларуская Энцыклапедыя», «Беларуская навука»... А у вас — «Беларусь», такое глобальное понятие...

— В первую очередь, наша традиционная продукция — художественные альбомы. О городах и весях, исторических памятниках и художниках... Практически о каждом областном центре Беларуси у нас выпущен альбом, не говоря уже о столице. Альбом о Принеманском крае разошелся в три месяца. Причем и в соседней Польше. В этом году вышел двухтомник о Национальном художественном музее. Благодаря государственной субсидии он недорог: два массивных тома по отпускной цене стоят 52 тысячи. Беларусь посещает все большее количество туристов, поэтому в наших альбомах — и английский, и немецкий, и польский языки, издания компактные, удобные для туристов. За серию альбомов об исторических памятниках в прошлом году мы получили «Золотую литеру». Издаем общественно–политическую литературу, учебную. Издательство многие годы выпускало медицинскую литературу. Пытаемся сохранить читательский спрос — перестраиваемся на марше. Ведь сегодня медикам, особенно студентам, нужны сжатые, четко изложенные тексты.

— Насчет студентов и сжатости... Некоторые издательства зарабатывают на том, что выпускают сборники «шпаргалок», дайджесты классической литературы, когда «Анна Каренина» излагается в тоненькой брошюре...

— Мы не пойдем на такое. Хотя порой бедствуем, но планку держим. Может быть, нас можно упрекнуть в том, что мы слишком консервативны, — что ж, когда у нас было сложное экономическое положение, мы не слишком эстетствовали. Но теперь экспериментируем. Приглашаем известных художников для оформления. В 2006 году вышли интересные альбомы к юбилею Наполеона Орды. Вслед за альбомами о художественном музее, о которых я вам уже рассказывал, готовится и еще один уникальный альбом, посвященный учителю Марка Шагала, незаслуженно забытому художнику Юрию Пэну. Дали каталог работ художника, его переписку.

— А как насчет конкуренции?

— Российская литература сегодня потеснила нашу на книжном рынке, и сегодня наша задача — отвоевать свое положение. В России книжная индустрия почти вся оказалась в частных руках. Это предполагает и более активное следование конъюнктуре, и возможность найти более дешевые расходные материалы. Но у меня такое впечатление, что россияне сознательно отгородились от притока белорусской книги. На сегодняшний день у нас просто нет механизмов доставки и распространения нашей книги в России. Хотя я знаю, что мы были бы интересны и в Москве, и в Санкт–Петербурге... В погоне за сверхприбылью в России забыли такую важную позицию, как медицинская книга, а у нас она есть, разошлась бы в России и выпущенная нами учебная литература, особенно учебники для учреждений профтехобразования.

— А художественную литературу издае
те?

— В основном историческую. Мы часто незаслуженно забываем о том, что является основой государственности, — о нашей истории, наших традициях. Стереотипные подходы в угоду разным политическим веяниям перечеркивают наше историческое прошлое. А ведь мы действительно находимся в центре Европы! На последней Минской международной выставке–ярмарке я нашел два российских издания, рассказывающих о царской охоте в Беловежской пуще. Шикарно изданные, что называется, в золоте. Но в них эта охота описывается как часть российской истории, информационно, даже с любованием. А вы представьте, какое за этим стоит варварство! Когда солдаты загоняют несчастных животных, а царская свита в полной безопасности из укрытий убивает зубров, оленей, лосей, кабанов, зайцев, волков — не брезговали ничем. Роль Беларуси показана как роль национальной окраины, существовавшей только для устройства таких варварских охот. У меня не поднялась бы рука купить такую книгу — и не потому, что она стоит 150 долларов, а потому, что там искажается наша история. Даже Беловежская пуща якобы была населена литовцами. Наша задача — бороться за историческую правду. Сегодня планируем издать серию книг о наших славных земляках, о тех, кто создавал и укреплял наше государство, кто работал на его славу, даже живя за пределами Беларуси. Имен очень много. И мы скрупулезно их разыскиваем, заказываем тексты серьезным авторам.

— Чем удивите еще?

— Готовим альбомы об истории книгопечатания и белорусского плаката. Для многих будет открытием история плаката в годы Великой Отечественной войны, когда совершенно неизвестные юные художники творили чудеса. Будем продолжать серию об исторических памятниках. Готовим два альбома по белорусскому костюму — вплоть до наших дней. И не только национальный костюм, то есть крестьянский, но и костюм горожан, костюм шляхты... Идей много.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter