Директор фирмы по производству грибов - о проблемах с поставками в Россию, бумажной волоките и новых возможностях бизнеса

Избранные места из Грибоедова

Это мое личное дело!

Премьера рубрики

Открыть свой бизнес — дело нехитрое. Максимум сутки — и он зарегистрирован. Но потом начинается самое интересное. Корреспонденты «Р» решили своими глазами посмотреть, какие сложности испытывают проекты малого и среднего бизнеса на начальном этапе. А заодно спросили у предпринимателей-первопроходцев, что мешает им эффективно работать и развиваться. В контексте обсуждения комплекта документов, направленных на раскрепощение деловой инициативы, такие вопросы лишними не будут. Сле-дите за новым циклом публикаций «Р», который мы открываем сегодня, и становитесь его участниками!

Шаг, которого ждали


Заместитель председателя Витебского райисполкома Виктор Дорожкин, с которым мы вместе едем в деревню с красивым названием Васильки, не согласен, что в настоящее время бизнесом управлять неимоверно сложно:

— Тот, кто хочет трудиться и открыть собственное дело, делает это, несмотря на определенные проблемы и пробуксовки. У нас в районе есть десятки энтузиастов, которые уверенно расширяют производство, отправляют продукцию на экспорт, открывают фирменные магазины. Вот, например, мебельная фирма «Савлуков-Мебель». Трудится всего 20 человек, а продукция востребована и в Витебске, и в Минске. Россияне тоже товар заказывают. В Васильках, бывшей центральной усадьбе опять же бывшего колхоза «Прогресс», несколько предпринимателей. Один занимается фермерством, выращивает крупный рогатый скот, кур, гусей. Второй открыл небольшой цех, делает палочки для мороженого. Востребованная, кстати, продукция. А еще в трех километрах от Васильков расположилась чулочно-носочная фабрика «Василина». Но проблемы, конечно же, есть, и их нужно решать на государственном уровне. Так что раскрепощение деловой инициативы — тема давно назревшая.

Проезжаем деревню Комары. Слева — бывшая школа, выкупленная с аукциона. Изначально новый владелец хотел открыть здесь цех по производству древесных пеллет. Походил по инстанциям и развел руками: соблюсти все требования МЧС, санстанции и других служб просто невозможно. Нужно выносить производство за пределы деревни. Но ведь это не фабрика с большими цехами, а всего один-два станка. О каком шуме, вредных выхлопах и других негативных последствиях можно говорить? А вот требования, получается, одинаковые как к большому производству, так и к маленькому. Построить цех за околицей? Опять проблема — там все площади, даже неудобицы и поросшие хмызняком болотца, относятся к землям сельхозназначения. Чтобы перевести их в другой статус, нужно решение на уровне Президента. В отдаленных районах выбор участков, конечно, есть. А здесь, вблизи Витебска, руки связаны. И рады бы в райисполкоме помочь предпринимателям, да только дальше инструкции шагнуть не могут.

Смотрим еще один объект — в пятидесяти метрах от дороги витебчанин занялся придорожным сервисом. Тоже что-то не ладится — стоит недостроенный деревянный сруб уже третий год. Виктор Васильевич ратует за устранение формализма во всех его формах, сокращение «табу», проверок и циркуляров:

— В ближайшие дни соберем специальное совещание. Пригласим представителей бизнеса, обсудим будущие изменения в законодательстве. Думаю, и нам, и им есть что сказать. Все предложения соберем, сформулируем и представим законодателям. Главное, чтобы на республиканском уровне решения принимали не теоретики, а практики. Те, кто сам окунался в бизнес с головой и все его проблемы знает не понаслышке. Иначе можно дров наломать. Например, очень пугает желание упростить процедуру открытия торговых точек. Да, в малонаселенных деревнях (к таковым у нас относятся 200 населенных пунктов из 300 имеющихся) это будет социально оправданно. А в районных центрах такое решение погубит действующую торговую сеть. Что касается штрафов, они зачастую несоизмеримы с проступками. Возьмем мини-магазин в деревушке. На пару часов просрочен хлеб — предпринимателю дают 600 рублей штрафа. Да ему полмесяца нужно торговать, чтобы такую выручку иметь!

Сергей КОВАЛЬ со своей продукцией

Не грибная политика


Целиком поддерживает заместителя председателя райисполкома по экономике владелец грибного бизнеса — директор ООО «Грибоедофф» Сергей Коваль. Родился в Минске. По образованию физик-ядерщик. По профессии бизнесмен, специалист по управлению инвестиционными проектами. Занимался компьютерами, управленческим консалтингом. Около года назад Сергей Геннадьевич приехал в неперспективные Васильки и стал осваивать грибную технологию. В штате цеха по выращиванию шампиньонов, шутит, 14 рабочих и талисман Кася. Брошенного котенка, из которого выросла отличная охранница, подобрал на автозаправке. Теперь талисман днем спит, а ночью охотится — защищает хозяйские владения от посягательств полевых мышек. Лирическое отступление в нашем разговоре прерывается телефонным звонком. Сергею Ковалю сообщают: партию шампиньонов задержали на российской таможне. Без объяснения причин. К документам и качеству продукции претензий нет. Просто перевозчику заявили: грибы из Беларуси не пропустим. Владелец «Грибоедофф» возмущен:

— Стоимость товара — месячный фонд зарплаты. Как можно в такой ситуации планировать будущее? Сегодня я 40 процентов продукции поставляю на экспорт, собираюсь расширять бизнес. Уже готов проект по новой пристройке. Площади увеличатся в итоге в два раза, а объемы производства — в три. Это за счет того, что мы сможем перейти на новые технологии и сократить время выращивания грибов. Но если отпадет экспорт, предприятие придется закрывать. У наших потребителей другая культура питания, наш продукт в больших объемах не будет востребован.

Через два дня в этих камерах будут снимать урожай

Сергей Коваль не скрывает: в бизнесе все взаимосвязано. В том числе проблемы внешние и внутренние. Либерализация предпринимательской деятельности — это очень важный фактор. Сегодня существует столько законов, инструкций и правил, что если все их досконально изучать, самим бизнесом, разрешением вот таких приграничных проблем и в целом продвижением продукции заниматься будет некогда. Никто, по его словам, сознательно не хочет нарушать закон:

— Сейчас нам обещают сократить количество проверок. А главное, появится институт налоговых консультантов. Очень верное решение. Один человек, да еще неспециалист, не может всего знать. Наказывать за промахи, конечно, нужно. Но сначала следует научить и помочь работать грамотно. А не просто, пользуясь случаем, выполнять планы по взиманию штрафов. Что касается общих вопросов, хотелось бы, чтобы вся законодательная база была направлена на защиту нашего производителя. Сейчас мне приходится импортировать  компост с мицелием шампиньонов. Смесь верхового и низового торфа тоже везу из Украины. Даже ящики для упаковки приходится покупать в Польше — они там в два раза дешевле, чему у нас. В итоге большие логистические расходы и, соответственно, солидные ввозные таможенные платежи. Развяжут руки предпринимателям — кое-что из ныне импортируемого можно делать и в Беларуси. И раз уж начинает в стране развиваться грибоводство, было бы справедливо хотя бы на первых порах снизить для наших производителей налоги на ввоз сырья. А для зарубежных поставщиков грибов, наоборот, увеличить ввозные пошлины. Кстати, срок хранения нашей продукции — всего 3 дня, тогда как польские шампиньоны могут лежать в магазинах три недели. Так что об экологичности импортной продукции говорить не приходится.

Обычная бюрократия


На любой вкус.
Таможенный дисбаланс, по словам бизнесмена, не единственная, хотя и очень важная проблема. Хуже, когда нельзя купить то, в чем остро нуждаешься. Недавно грибоводы зашли в тупик — нужны препараты для борьбы с вредителями и болезнями. Обратились в инспекцию по семеноводству, карантину и защите растений, составили список необходимого: подскажите, мол, где купить? А им присылают ответ: данные препараты, а также их аналоги на территории страны не производятся, в перечень разрешенных к ввозу и использованию не входят. Как так? Выясняется, что накануне нового года «Грибоедофф» должен был заранее обратиться в соответствующую инстанцию с просьбой включить нужные ему препараты в общий список. Их закупили бы централизованно. Но Сергей Коваль тогда еще и не думал, что они понадобятся. И задает резонный вопрос: почему нельзя купить сейчас самому, если он уже знает, где их взять? Делает вывод: никакого смысла в описанной выше процедуре нет, это обычная бюрократия.

Итак, за неполный год «Грибоедофф» вырастил около 100 тонн шампиньонов. Он до минимума снизил энергозатратность процесса, все помещения отапливаются дровами. В стране всего 7 аналогичных фирм, объемы производства небольшие. А ведь гриб полезен и вкусен. Его цена, которая сегодня сравнима со стоимостью мяса, может быть вполне доступна рядовому потребителю. Если, конечно, убрать лишние препоны, защитить рынок от аналогичной импортной продукции. А еще признать, как это сделали в Московской области, грибоводство приоритетной отраслью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Может быть, тогда и наши потребители будут есть полезный деликатес наравне с украинцами, которые, кстати, съедают его в десять раз больше, чем мы, — около 50 тысяч тонн в год?

Просторные камеры для выращивания, электронный контроль микроклимата, круглосуточно работающий персонал — Сергей Коваль все производство поставил на современный технический уровень. И очень надеется, что новые изменения в законодательстве помогут всем предпринимателям и ему лично раскрутить бизнес, а главное — обеспечить стабильность его развития в будущем. На общее благо — как самих энтузиастов, так и всей экономики страны.

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter