Избирательные стандарты

На недавнем саммите в Брюсселе главы внешнеполитических ведомств стран Евросоюза приняли резолюцию, в которой пообещали смягчить санкции в отношении нашей страны и начать политический диалог. При этом выставили главное условие: предстоящие парламентские выборы должны пройти демократично, в соответствии с международными стандартами. К подобным ангажированным заявлениям и ультиматумам нам, к сожалению, не привыкать, но вся закавыка в том, что до сих пор никто не в состоянии объяснить, что это за мудреные стандарты и почему они не выполняются там, откуда исходят к нам.

Уже который год белорусам пытаются навязать извне нормы и принципы проведения избирательного процесса, словно у нас нет ни своего законодательства, ни политических традиций, ни исторического опыта. Следуя логике отдельных западных структур, все избирательные кампании должны проходить по некоему определенному шаблону. Возникает вопрос: а может, тогда вообще стоит убрать все различия в национальных законах, свести все к одному знаменателю, а вместе с ним забыть и о таком понятии, как суверенитет? Но в том-то и дело, что свой суверенитет западные страны отстаивают ревностно, а вот указывать, как жить другим, они всегда готовы.
Западные политики и эксперты словно не видят (или не хотят видеть) тех шагов, которые предпринимают белорусские власти по проведению открытых и прозрачных выборов. Требовали участия представителей политических партий в участковых комиссиях? Пожалуйста, в состав практически каждой окружной избирательной комиссии они включены, а в Центризбиркоме для них отвели места с правом совещательного голоса. Желаете расширить наблюдение за выборами? Нет проблем. Приезжайте в любом количестве и в любом составе, смотрите, фотографируйте, делайте выводы. На избирательных участках для международных наблюдателей выделили лучшие места, чтобы они видели столы, урны, избирателей, могли наблюдать процедуру подсчета голосов. Мало времени предоставили кандидатам для агитации на телеканалах? Пошли и здесь навстречу, предоставив повторный эфир для предвыборных выступлений.
К большому сожалению, “учителя” умудряются постоянно находить что-то новенькое, что, по их мнению, не соответствует так называемым стандартам демократии. Причем стандарты эти зачастую диаметрально противоположны. В минувшую пятницу наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ подготовили очередной промежуточный отчет, где вновь указали на слабую активность кандидатов в депутаты и в целом на то, что избирательная кампания в Беларуси проходит тихо и незаметно. Так в чем же здесь, позвольте спросить, ущемление демократии? Или уличные беспорядки, погромы, баррикады, столкновения с правоохранительными органами выглядят более демократично? Спокойная атмосфера в стране, политическая стабильность, неприятие социальных протестов свидетельствуют о том, что в большинстве своем люди доверяют власти и той политике, которую она проводит. Ну а разве является нарушением пресловутых “стандартов” тот факт, что некоторые избиратели не знают своего кандидата? Значит, не для того он идет в парламент, чтобы решать проблемы граждан и защищать их интересы, и вердикт такому кандидату люди сами вынесут в день голосования.
Европейские наблюдатели упрекают нас в том, что выделенного времени в электронных СМИ (заметим, бесплатного времени) недостаточно для полноценной “раскрутки” кандидатов. Дескать, это можно было бы сгладить размещением платных агитационных материалов. Оставим за скобками вопрос о том, много или мало времени дается кандидатам для агитации в СМИ. Одному хватит и пяти минут, чтобы рассказать, зачем он стремится в депутаты, а другому и часа будет мало.
Интересно другое: в мире так и не пришли к общему мнению насчет того, должны ли кандидаты получать бесплатный эфир для общения с избирателями.  Например, в США доминирует мнение о том, что требование бесплатного времени ограничивает независимость СМИ. Платная политическая реклама в избирательных кампаниях практикуется также в Австралии, Канаде, Новой Зеландии. А вот в Великобритании, Австрии и Франции эфир для кандидатов бесплатный, но распределение времени там регулируется не законом, а осуществляется на договорной основе. При этом крупные влиятельные партии получают для агитации почти в два раза больше времени.
В белорусском же законодательстве бесплатный эфир дается всем кандидатам поровну, что согласуется с таким принципом избирательного права, как принцип равенства. Бюджетные средства на предвыборную агитацию также распределяются поровну. После этого как-то несолидно обвинять Беларусь в нарушении демократических принципов.  
Еще один пример. В Великобритании не проводятся теледебаты между соперниками на выборах, и никто почему-то не возмущается. К Беларуси же по этому поводу сплошь и рядом критические замечания. 
Получается, что у себя дома наши “учителя” даже не думают придерживаться тех рекомендаций, которые щедро раздают другим. О каких же международных стандартах в таком случае идет речь? 
“Европа — это тяжелый каток, который продолжает катиться по инерции. Ситуация в Беларуси объективно меняется, но они продолжают ее обострять. Когда в стране присутствуют сотни наблюдателей, которые не фиксируют нарушений, а через три дня появляется заключение о том, что выборы были недемократичными, то понятно, что отчет этот писался по указке определенных политических сил”, — говорит председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Николай Чергинец. По его словам, выборы у нас пройдут в соответствии с нашим законодательством, демократично и свободно, а какую “бирку” нам навесят, это их личное дело.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter