Из жизни тигров

В сложные времена хочется быть уверенным в правильности принимаемых мер по выходу из кризиса. Поэтому полезно иногда осмотреться по сторонам и изучить зарубежную практику... Реальная экономика Александра Лученка

В сложные времена хочется быть уверенным в правильности принимаемых мер по выходу из кризиса. Поэтому полезно иногда осмотреться по сторонам и изучить зарубежную практику.


Вряд ли нам будет полезен опыт Эмиратов, решавших проблемы простым выкачиванием нефти. Олигархические модели развития государств тоже не впечатляют. Соседи по Евросоюзу находятся нынче не в самом лучшем состоянии и тоже не могут служить эталоном. Китай отличается от нас масштабами. А вот опыт маленького, но крепкого Сингапура, входящего в десятку наиболее конкурентоспособных экономик мира, лично мое внимание очень привлекает.


В начале 60–х годов премьер–министр этой бедной страны, китаец по происхождению, Ли Куан Ю поставил амбициозную задачу не только ликвидировать безработицу, но и превратить сингапурцев в одних из самых богатых жителей мира. Мировое сообщество воспринимало поставленную цель с иронией и недоверием. И напрасно.


Ли Куан Ю отличался предельной прагматичностью и недоверием ко всякого рода идеологическим штампам. В то время было модно обвинять международные корпорации (МНК) во всех смертных грехах. МНК считались колонизаторами и эксплуататорами дешевого сырья, земли и труда. В молодых государствах создавались препоны для их деятельности. Ли Куан Ю подумал, что сырья в его стране вообще нет (даже питьевую воду и песок приходилось импортировать), а земли мало. Но МНК могли обеспечить занятость и научить работников инженерным и управленческим навыкам. Поэтому с небольшого азиатского острова раздался призыв: «Приходите к нам, гости дорогие, монополии крутые. Вам у нас хорошо будет!»


Сначала с опаской, а потом все увереннее стали транснациональные монополии размещать в Сингапуре свои производства. При этом власти страны отдавали приоритет передовым для того времени технологиям, в частности, электронной технике. Сингапурская молодежь за государственный счет училась в лучших учебных заведениях мира. Подготовленные кадры охотно возвращались домой, заодно сманивая западных специалистов с их разработками. Сейчас на острове работают 120 международных корпораций и имеют отделения более 3,5 тысячи ведущих компаний мира.


Сингапур превратился в преуспевающее государство. О безработице давно забыли. На душу населения в этой стране приходится 51,5 тыс. долларов ВВП — девятый результат в мире. Хотя населения в Сингапуре в два раза меньше, чем в Беларуси, но валового внутреннего продукта производится в два раза больше нашего.


Возникает вопрос: почему в Сингапур иностранные инвесторы несут деньги охотно, а в другие страны, несмотря на призывы, идти не желают? В ответе и заключается секрет сингапурского чуда.


Как бывает в других странах? Приезжает иностранный инвестор, а местные чиновники относятся к нему как к незваному гостю из известной поговорки. Ведь от него одни сплошные заботы. Но поскольку от чиновников требуют привлечения иностранных инвестиций, то с потенциальным «денежным мешком» работают. Но работают спустя рукава, возбуждаясь только при личной выгоде. Кроме того, считается вполне допустимым предложить инвестору не только сам проект, но и расходы на формирование социальной и прочей инфраструктуры.


Ничего подобного не было в Сингапуре. Все инфраструктурные объекты создавались властями этого государства заранее. Не были забыты даже поля для гольфа. В общем, приходите, инвесторы, на все готовое. К ним прикрепляли грамотных специалистов, способных не только сопровождать, но и в деталях отвечать на вопросы. Причем эти специалисты не только говорили на языке «денежного мешка», но и были подготовлены для психологической обработки партнеров. Здесь особо пригодились выпускники западных вузов.


Законодательная база в максимальной степени защищала инвесторов. Принятие решений, ущемляющих их интересы даже в минимальной степени, считалось весьма нежелательным. О возможности появления законодательных актов задним числом вообще не могло идти речи. Но если инвестор не обеспечивал эффективного хозяйствования, то его без лишних слов банкротили и на освободившееся место приглашали другого претендента.


Весьма привлекателен для международных капиталов и налоговый режим: беспошлинный перевод прибылей и репатриация капиталов, гарантии капиталовложений, освобождение от налога на процент по банковским вкладам для иностранных подданных, освобождение от двойного налогообложения.


В Сингапуре приняты жесткие меры против коррупции. Известно, что законы часто бывают путанными не из–за некомпетентности разработчиков, из–за желания иметь наживу. Поэтому борьба с коррупцией началась с предельного упрощения процедур принятия решений и устранения всякой двусмысленности в законах. Было резко ограничено количество получаемых разрешений и лицензий. Госслужащим подняли зарплаты до уровня топ–менеджеров частных корпораций, но одновременно резко ужесточили наказание за коррупцию. Брать взятки стало невыгодно и очень опасно. В результате Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира.


Конечно, не все преобразования в стране проходили гладко. Поставив во главу угла интересы транснациональных корпораций, сингапурское правительство достаточно жестко обходилось со своим населением. Например, для строительства новых предприятий фермеров сгоняли с земель и переселяли в города. Бывали и другие эксцессы. Но в целом люди понимали, что принимаемые меры ведут к росту их благосостояния. Поэтому Ли Куан Ю был бессменным премьер–министром (главой) страны 31 год.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter