Из варяг в греки

Обеспечение безопасных условий судоходства на этой водной артерии протяженностью 315 километров — от Микашевичей до Бреста, а также — реконструкция и строительство шлюзов, подводных нефте- и газопроводов, малых электростанций, сооружение гребных каналов, других гидротехнических объектов — забота почти тысячного коллектива республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия “Днепро-Бугский водный путь”, имя которого как победителя среди транспортных предприятий страны прочно обосновалось на республиканской Доске почета.

Сверхзадачи


Заслуга в успехе, говорит директор предприятия Иван Михайлович КИЕВЕЦ, Человек года-2007 в Пинске, — всего коллектива, каждого его труженика.
— Иван Михайлович, какие важные вершины удалось покорить на этот раз? И каким трудом они достигались?
— По результатам производственной деятельности за 2008 год коллектив предприятия занесен и на областную, и на республиканскую Доски почета. И это уже не первая победа РУЭСП “Днепробугводпуть” в республиканском соревновании. Заслуга здесь всего коллектива. Как известно, легких побед не бывает, тем более в нынешней, усложнившейся в глобальном масштабе финансово-экономической ситуации. Мы стремимся на всех стадиях производства, на всех уровнях управления думать, рассчитывать, предвидеть. Прежде всего сами предъявляем к своей работе жесткие требования. Ну и любить свое дело надо! Без этого никак нельзя.
В последние годы одной из центральных задач предприятия стало проведение широкомасштабной реконструкции гидроузлов Днепро-Бугского канала, которая осуществляется в рамках программы развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь до 2010 года. Задача стратегически важная для страны, так как она обеспечивает возможность интеграции Беларуси в европейскую воднотранспортную систему. Первый реконструированный шлюз (“Новосады” под Брестом), который отвечает европейскому стандарту внутренних водных путей Va, был принят в эксплуатацию в 2003 году. К работам привлекались многие субподрядные организации.
Но, просчитав затраты, мы пришли к выводу, что государственные инвестиционные средства можно тратить и более эффективно. Поэтому следующий гидроузел (“Дубой” в Пинском районе) реконструировали уже в основном собственными силами, что существенно повысило эффективность вложения финансовых средств. Для этого на предприятии были созданы новые специализированные подразделения, значительно усилены и развиты существовавшие структурные звенья.
И к нынешней большой стройке в Кобрине мы подошли уже с более укрепленной собственной производственной базой. Полностью отказываться от услуг субподрядчиков нет смысла, ведь многие работы требуют весьма специфических знаний и навыков. Но на 96 процентов объемы работ выполняем собственными силами. Сюда входит и выпуск необходимых железобетонных изделий, и производство уникальных металлоконструкций. Конечно, управлять таким разноплановым хозяйством гораздо сложнее и хлопотнее. Зато с точки зрения организационной и экономической эффективности мы выигрываем.
Знаете, у известного театрального деятеля Станиславского есть такое понятие — сверх-задача. Хотя свою систему он разрабатывал применительно к области искусства, мы работаем в таком ключе: ставим себе сверхзадачу и стремимся к ее выполнению. Иногда это получается... Но достигнутыми результатами особо не умиляемся — больше думаем о будущем. Нам есть к чему прикладывать руки и ум.
Ведь водная магистраль, на которой работает коллектив предприятия, — это живая история нашего народа (кстати, в этом году исполняется 225 лет со времени начала навигации на канале), и река-труженица, и гарант экологической стабильности в регионе, и просто неповторимая природная красота. Как много здесь можно и нужно еще сделать для развития туризма! Как мало еще освоен гидроэнергетический потенциал Днепро-Буга. Но сегодня в этом направлении мы уже активно работаем.
Говорят, дорогу осилит идущий. Лично для меня эти слова уже давно стали девизом в жизни. И я благодарен команде единомышленников, с кем вместе идем к намеченным целям.


Так закаляется характер

Труд речника легким никак не назовешь: и к непогоде, и к палящему солнцу, словом, ко всем “прелестям” нецеховых условий приспосабливаться нужно. На отдаленных объектах  люди работают вахтовым методом: две недели по полсуток на объекте — две недели дома. Кто-то сильно скучает по семье, кто-то за ежемесячный двухнедельный отпуск такой график и ценит. А, по большому счету, закаляется в подобном режиме характер человека.


Стройка на воде


Самый важный объект, на котором сегодня трудятся пинские речники, — строительство гидроузла в Кобрине. В рамках программы реконструкции сооружений Днепро-Бугского канала  вместо двух старых деревянных низконапорных, возведенных еще до войны шлюзов № 6 и 7 тут создается один с напором воды 5,4 метра.
Это будет самый большой шлюз в республике, рассчитанный на среднеевропейский класс судов, рассказывает главный инженер предприятия Николай Михайлович Пинчук, к слову, признанный в Пинске Человеком года.
Если точнее, развернувшиеся здесь еще в 2006 году действия, сегодня впечатляющие своей масштабностью, называются так: строительство комплексного гидроузла с транспортной развязкой. В этом месте сходятся сразу три транспортные артерии — водная, автомобильная и железнодорожная. Поэтому рука об руку с водниками на объекте трудятся и дорожники.
“Днепробугводпуть” создает сам шлюз с подходными каналами и водосброс, на котором будет оборудована малая гидроэлектростанция с двумя турбинами мощностью 75 Квт.ч каждая. Вырабатываемой по сути дела из ничего энергии хватит не только на собственные нужды, излишками, которые будут поставляться в единую энергосистему, можно удовлетворить потребности трех среднестатистических сельхозпредприятий, утверждают специалисты.
— Это даст возможность использовать водные ресурсы в самой полной мере — и для прохождения транспорта, и для выработки энергии, — отмечает Николай Пинчук. — Если раньше лишняя вода просто сбрасывалась без всякой пользы, то теперь она будет проходить через лопасти турбины и вырабатывать электрический ток. Окупится же сооружение примерно через пять лет.
Опыт в этом деле у предприятия уже есть. Первая мини-ГЭС, оснащенная низконапорными энергетическими установками, была сооружена речниками при реконструкции гидроузла “Дубой” в Пинском районе, который теперь соответствует всем европейским стандартам.
На предприятии такое направление развития малой энергетики Беларуси считают весьма перспективным, усматривая в нем пользу в масштабах государства. В рамках программы строительства малых гидроэлектростанций после Кобрина  с подобным проектом собираются выйти на гидроузел “Залузье”, затем в “Новосады”, потом и на реку Припять.
Малые ГЭС в стране должны исчисляться не единицами, как теперь, а тысячами, считает Николай Пинчук. Следует использовать каждый створ, где можно что-либо получить, тогда и в целом по стране результат будет солидный.
Весь кобринский гидроузел обойдется в 18 млрд рублей. Работать он будет в автоматическом режиме управления. Лучшие идеи, подсмотренные в России, Украине, Европе, специалисты “Днепробугводпути” адаптировали к полесским условиям. Длина камеры составит 120 метров — при шлюзовании теплоход теперь не будет расчаливаться с рудовозом, сократится время шлюзования и за счет более быстрого заполнения камеры.
— На сегодняшний день уже имеется процентов 90 готовности, бетонные работы практически завершены, — рассказывает прораб Александр Марчук и демонстрирует ту часть грандиозного сооружения, которую через месяц-другой скроет вода. Мы стоим на дне шлюза. — На данный момент осталось  произвести отделку, наладку оборудования, электроснабжения, в ближайшее время займемся строительством электростанции.
Гидроузел “Кобрин” — объект довольно сложный. Если раньше высокий перепад уровней воды здесь регулировали два шлюза, то теперь будет справляться один. Стены камеры по высоте достигнут девяти метров. На начальном этапе речникам приходилось работать даже ниже уровня грунтовых вод, справляться с оползающим грунтом, на что уходило двойное время, двойные затраты и средств, и сил. Да и бетонных работ в таком объеме раньше не было: на полностью монолитную конструкцию в общей сложности потребуется более 11 тысяч кубометров бетона. Производят бетон на месте — для этого специально приобретен новый растворобетонный узел, так что доставлять на площадку приходится только песок и щебень.
Чтобы уложиться в сроки, люди работают практически весь световой день: суда должны пойти через шлюз уже в августе. Среди особо ответственных Николай Пинчук прежде всего называет имена начальника строительного участка Николая Котецкого, прорабов Константина Горегляда и Константина Лосича, бригадира Виктора Зельмана, плотника-бетонщика Алексея Лазаревича, из своей смены — мастера Владимира Козодоя, плотника-бетонщика Александра Савицкого с его звеном, электрогазосварщика Василия Зуева, плотников-бетонщиков Павла Борецкого и Алексея Лазаревича, автокрановщиков Бориса Пушко и Григория Вечорко, на самых сложных участках старались крановщики гусеничных кранов Николай Шостакович и Константин Романович. А какая работа была бы без поваров да шкиперов брандвахты, к примеру Нины Окинчиц и Виктора Шикало!
Там, где стройка идет на воде, речники всегда высоко востребованы. Даже если строятся мосты. Будут такие объекты — будет и у нас работа, подытоживает главный инженер “Днепробугводпути”.


Какая стройка без пинчан!


Сам Кобрин сегодня больше напоминает оживленную строительную площадку, нежели привычно спокойный, со своей размеренной жизнью райцентр. Здесь вовсю идет подготовка к встрече лучших  хлеборобов страны, участников республиканского фестиваля урожая “Дажынкі-2009”.
Одновременно ведется и реконструкция многих объектов, и новое строительство — приводить в порядок нынешнюю столицу “Дажынак” съехались лучшие строители из всех регионов страны. Среди них и работники “Днепробугводпути”. Пинчане строят набережную Мухавца у Ледового дворца и гребной канал.
Набережная здесь создается в двух видах — вертикальная и откосная. В августе прошлого года, когда пинчане только заступили на объект, левый берег Мухавца здесь представлял собой поросшее кустарником болото. Сегодня  постепенно вырисовываются контуры будущего великолепия. Речники все делают, как привыкли, на совесть, — не только для себя, но и для будущих поколений.
О том, как продвигается дело на вверенных ему объектах, прораб Анатолий Колесникович рассказывает с воодушевлением: есть фронт работ, достаточно материалов, есть мастера своего дела, в надежных руках новая, современная техника — что еще для успеха нужно!
Он сам пришел на предприятие пять лет назад с дипломом Брестского технического университета. Определенный опыт уже имеется: обустройство гребного канала в Минске, очистка водохранилища и постройка водохозяйственных сооружений в Беловежской пуще, берегокрепление реки Припять у Микашевичей...
К тому же, говорит, всегда приятно чувствовать рядом надежное плечо ребят —  бригадиров Александра Зиновича и Василия Сорочича, плотника-бетонщика Валерия Чечуна, электрогазосварщиков Анатолия Белькевича и Юрия Петровича, машиниста автокрана Ивана Куцко, инженера-механика Николая Горовца, слесаря Андрея Анацко и многих других.
На борту буксирного теплохода “Днепро-Буг” следуем к очередному объекту, который откроется к “Дажынкам”. Гребной канал протяженностью два километра и шириной 40 метров сопряжен с рекой. На берегу сухопутная техника весь световой день окультуривает местность, расчищает от зарослей кустарника, а вот земснаряды работают круглосуточно — расширяют и углубляют русло. В общей сложности здесь на карты намыва из русла Мухавца перекочует примерно 360 тысяч кубометров грунта.
Виктор Прокопчук, опытный механик — первый помощник капитана теплохода, главная обязанность которого и есть буксировка по реке в заданный район этих самых земснарядов, а также кранов, рудовозов, другой техники, после захватывающей экскурсии возвращает нас на брандвахту, к дому речников.

Наша справка:

Днепро-Бугский водный путь сегодня — это 12 судоходных шлюзов, 29 водопропускных сооружений, 64 километра напорных дамб. Основа производственно-технического потенциала — 146 единиц флота. В 2008 году объемы производства работ составили 42,55 млрд рублей при плане 36 млрд. Водным транспортом перевезено 459,2 тысячи тонн грузов — на 2,9 процента больше, чем в году предыдущем. Инвестиции в основной капитал достигли 8,7 млрд рублей, в том числе различного оборудования, машин и механизмов приобретено на сумму 2,24 млрд. Задание по энергосбережению выполнено на минус 17,4 процента при плане минус 12. Среднемесячная зарплата работников увеличилась на 21,6 процента.

Лучший шкипер

Брандвахта — это по-флотски. На воде, впрочем, многое иначе, чем на суше. А главное, наверное, характер здесь нужен особый. Гостиница на плаву, именуемая брандвахтой номер 277, — второй дом для 16 работников предприятия.
На то, чтобы жизнь в разлуке с домом не была в тягость, направляет все свое вдохновение ее администратор, то есть шкипер брандвахты, Нина Комар. Создать поистине домашний уют на борту судна: в кухне, столовой, комнате отдыха, каютах — ее первейшая обязанность. Повар Людмила Аксенова балует работяг пышными пирогами.
Судя по многочисленным почетным грамотам, по отзывам строителей, да и по той атмосфере, в которую мы попадаем с пока еще необустроенного берега, со своими задачами Нина Максимовна и ее немногочисленная команда справляются в полной мере. Как, знает только она, речник с 35-летним стажем, в чьей трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу, мама, вырастившая шестерых детей. Уже и внуки подросли. Впрочем, речную жизнь их бабушка экстримом не считает. Сложились уже и свои привычки — даже дома, когда посуду в сушилку кладет, старается установить тарелку надежно: вдруг волна.
Жизни без флота, как и многие ее коллеги, Нина Максимовна уже не представляет. Пусть, говорит, качает. Устоять — это по-нашему, по-днепробугски.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter