ИЗ редакциооной почты

Урок бездушия опасен и для ученика, и для учителя.
Урок бездушия опасен и для ученика, и для учителя...

Взяться за ручку и бумагу меня заставила публикация письма Т.Ивановой, тема которого - льготы, предоставляемые при поступлении в вузы абитуриентам-сиротам и инвалидам. Данная проблема затрагивает меня лично: мой сын-семиклассник - инвалид Чернобыля. Мальчик способный, умный и учится хорошо. Но в силу своей болезни вынужден пропускать уроки. Из-за этого я и в лицей его не отдала. Ребенок каждый день пьет таблетки, на ночь делаю ему укол. С самого рождения сына радуюсь, что у меня есть мой мальчик, и очень часто плачу из-за его болезни. И он, и я думаем о высшем образовании для него. Но, естественно, соперничать на равных с выпускниками лицеев сыну будет трудно, хотя парень он способный. А потому, мне кажется, вполне справедливо, если он получит некоторые льготы при поступлении. Разве у нас так уж много инвалидов, желающих иметь высшее образование?

Я бы с радостью отказалась от всех льгот, лишь бы мой ребенок был здоров. Хороший, умный, крепкий молодой человек не прошел по конкурсу в вуз? Конечно, неприятно. Но это беда небольшая, поверьте. Все уладится. А вот для ребенка-инвалида это действительно жизненная драма. И не нужно нам, взрослым, преподавать молодым людям урок бездушия, ведь это чревато самыми неприятными последствиями для самих "преподавателей".

Вероника ВАСЕВА, Гродно.

Лучше в шоу, чем в "бригаду"

Прочитала в "СБ" за 4 октября заметки Валентина Пепеляева о пресс-конференции с первыми выпускниками "Фабрики звезд" - "Заяц в шоколаде". И не могла сдержаться, чтобы не вступиться за этих юных девчонок и парней. Откуда столько сарказма? Почему вопросы обязательно с подвохом, недружелюбно? Ребята из "Фабрики", равно как и их родители, знали, какой путь им предстоит. Но уж лучше такой - на сцену, в шоу, чем в криминал или в никуда. Пусть поют, танцуют, учатся жить и зарабатывать деньги, а время и характер каждого покажут, станут ли они звездами, профессионалами своего дела или нет. Не станут - так хоть узнают, сколько стоит хлеб с маслом или без, тот же "заяц в шоколаде"...

Я - взрослый читатель, но мне симпатичны ребята из "Фабрики звезд" и ведущая Яна Чурикова. Нам сейчас как раз и не хватает в шоу-бизнесе таких раскованных, стильных, предприимчивых и амбициозных людей, которые бы нянчились и "раскручивали" молодые, подающие надежды кадры. Кто на этом в итоге зарабатывает? Да не наше это дело - считать деньги в чужом кармане. Кто бы стал начинать предприятие без такого стимула? Извините, но зарабатывать деньги на ком-то - нынче норма. Ребята из "Фабрики" устали от гастрольной жизни "как мотыльки, попавшие в паутину"? Ну так давайте не будем над ними подтрунивать, а, как это свойственно нам, белорусам, отнесемся к ним приветливо, по-доброму - "шчыра".

Т.РАЗИНА, Молодечно.

Ордена - не картошка, на штуки не считают...

Я считаю, что слово "ветеран" не подходит для участника Отечественной войны. Понятие "ветеран" скорее социально-производственное. Ветераном считается человек, проработавший свыше 10 лет на предприятии. А вот на фронте нет срока пребывания, потому что погибнуть человек мог при первой же атаке. Ветеранами всех назвал Н.Хрущев. И пошло-поехало: все ветераны, значит, равны. Герои Советского Союза и Социалистического Труда тоже равны. Но Герой Советского Союза совершил подвиг, рискуя жизнью. Каждый солдат и офицер, если он оставался жив после первой атаки, совершал подвиг. Мой брат погиб при защите Москвы на 3-й день пребывания на фронте и не успел получить пять орденов. А именно такое количество наград, насколько я знаю, дает ветерану право на льготы. Да и сколько жизней отдано не за пять орденов, а за Родину, за победу над фашизмом! Наш 235-й ШАП за войну заменил погибших четырьмя комплектами летного состава. За четыре года "долгожитель" был один, в 1942 году получивший звание Героя Советского Союза. А по 5 орденов летчики не получали, так как они не возвращались с задания. Были у нас в полку девушки-оружейницы, мотористки, которые вручную подвешивали 100-килограммовые бомбы, реактивные снаряды, заряжали пушки, готовя самолет к срочному вылету. Пришли в полк под Смоленском и заслужили по медали "За боевые заслуги". На войне орден получить - это не в мирное время. Через 40 лет после войны появились первые льготы для участников войны. Потом начали приравнивать к ним даже тех, кто родился после войны. Вот и стало очень много льготников. Но настоящих участников войны ведь осталось так мало.

Л.ТАТАРЕВИЧ, Минск.

Через черный ход?

В одной из минских школ на попечительском совете обсуждали, как и сколько денег собирать с родителей учащихся на нужды учебного заведения. Школа большая, материальное положение семей учеников самое разное: есть состоятельные, а есть и такие, кто экономит на собственном обеде. Суммы добровольно-принудительного родительского пожертвования предлагались достаточно весомые, и один из присутствовавших робко усомнился, "потянут" ли мамы и папы подобную подать. И тогда прозвучало потрясающее предложение: детей тех, кто "не потянет", пускать в школу через черный ход. Тогда, мол, школа узнает своих "героев" в лицо, а несговорчивые родители быстренько изыщут средства на ее нужды. Смешно? Не очень... Но еще печальнее то, что это предложение не возмутило не только членов попечительского совета, но и присутствовавших на высоком собрании педагогов.

Попечительские советы - своевременное, нужное и благородное дело. Но если начинать с его профанации, полезная инициатива умрет, даже не родившись. Превращать попечительство в инструмент "выколачивания" денег у родителей школьников и таким образом пытаться латать дыры в материальном обеспечении школ - это, на мой взгляд, очень скоро приведет в моральный и финансовый тупик. Как мне представляется, смысл нового, а точнее, хорошо забытого старого общественного движения не ограничивается материальной поддержкой. В задачу попечительского совета должен входить результативный диалог с местными властями от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества. А для этого необходим не очередной родительский комитет, а объединение людей влиятельных и авторитетных, способных искать не только спонсоров для приобретения в классы компьютеров, но и наилучшие варианты содержания всего образовательного процесса. Тем самым, кстати, будет разрушаться и установившийся в последнее время монополизм министерских чиновников от образования, которые, не спрашивая нас, единолично решают, что нужно нашим детям, а без чего они обойдутся. Если конкретной школе удастся сформировать конкретный попечительский совет, оправдывающий свое предназначение, значит, она получает реальный шанс улучшить собственную жизнь. Если нет - оставаться ей на уровне родительских поборов и диктата педагогов-теоретиков.

Важно поддержать доброе начинание, а не превращать его в кампанейщину. А такая опасность, к сожалению, есть.

Галина БРАТКО, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter