Из редакционной почты

Искупить сиротскую долю

Проблему сиротства я знаю не понаслышке. Сразу после окончания пединститута три с половиной года работал завучем детского дома в Воложине, затем директором вспомогательной школы-интерната в деревне Гольшаны Ошмянского района, позже учителем и воспитателем в Ивьевской, тоже вспомогательной, школе.

Признаться, я очень рад, что Президент пообещал государственную поддержку детям-сиротам, в том числе социальным. Она им очень нужна - как материальная, так и моральная.

Что же необходимо предпринять? Во-первых, на мой взгляд, сиротам должен быть открыт широкий доступ для получения среднего и высшего образования. Иначе говоря, они должны зачисляться на учебу вне конкурса. Более того, студентам-сиротам на все время учебы следовало бы выделять беспроцентный или хотя бы льготный кредит, который они начнут погашать не ранее чем через 5 - 10 лет после окончания учебы. Надо сиротам выдавать документы на право бесплатного проезда по стране, а не только от места жительства до места учебы и обратно. От этого государство не пострадает в материальном плане, а только выиграет, пусть не сразу.

За годы работы во вспомогательной школе-интернате убедился: учреждения такого типа не имеют возможности подготовить ребят к самостоятельной жизни, ведению домашнего хозяйства, поэтому встречаются такие, кто не выдерживает испытаний самостоятельной жизнью. Интернат - казенный дом, он должен быть только временным. Надо расширять, совершенствовать новые семейные формы устройства детей-сирот - детские дома семейного типа, детские деревни, опекунские, приемные семьи, усыновление. Содержание сирот в подобных условиях, мне кажется, государству не обходится дороже, чем в школах-интернатах или детских домах.

Иван ГОВОР, Ивье.



Берегите мужчин!

Говорить о демографических проблемах уже языки устали. Какие только причины не назывались, почему население не прирастает, а, наоборот, убывает: начинали с нездорового образа жизни и материальных трудностей, а закончили обычным нежеланием семейных пар обременять себя детьми. Я же в одной передаче на известном телеканале услышал весьма любопытный и доселе, как мне кажется, неизвестный взгляд на проблему рождаемости.

В мире примерно 15 процентов всех браков - бесплодные (по объективным причинам, то есть, когда желание завести детей присутствует, а возможности - наоборот, отсутствуют). Женская доля из числа страдающих бесплодием равна 60 процентам, мужская - соответственно 40. Но пропорция с каждым годом меняется: количество бесплодных женщин уменьшается, а мужчин - увеличивается. Бились-бились ученые, чтобы выяснить, почему это происходит, и наконец-таки выяснили, что представительницы слабого пола являются носителями генов, в то время как мужчины - испытателями. Поясню, как сам понял. Мужчины на себе испытывают, что человеку для жизни действительно необходимо, а что нет. Например, изначально у человекообезьяны был хвост. Мужская особь апробировала это "приспособление" на предмет необходимости и на генном уровне пришла к выводу: хвост не нужен. Сначала он отвалился у мужчин, потом - у женщин. Ну и так далее: на протяжении сотен тысяч лет мужчина испытывает и отбраковывает все лишнее и ненужное в человеческом теле. Этот процесс продолжается и сейчас. Спросите, причем здесь демография? Так вот, по мнению ученых, именно женщина будет идеальным существом, способным к самовоспроизводству! В мужчинах необходимость отпадет. За будущие поколения мальчиков, юношей и мужчин мне страшновато. Да и за женщин тоже: как-то они без нас обойдутся при всем своем совершенстве?! Так что, милые женщины, берегите мужчин. Пока не поздно.

Алексей БАГРОВ, lesha_bagrov@mail.ru



Кто подучит дошколенка?

Буквально все городские дошколята проходят курсы дошкольной подготовки. Моя соседка, например, водит свою 5-летнюю дочь в воскресную школу. Племянница своего 4-летнего сына - в развивающую секцию. С сельскими же детишками до школы никто, кроме родителей, не занимается. Поэтому уже по первому классу видно, что городские малыши подготовлены к школе лучше сельских. Считаю это недоработкой системы образования. Думаю, что если бы были одинаковые условия дошкольной подготовки, одинаковый уровень школьного образования, то не пришлось бы подстраивать систему вступительных экзаменов в вузы и ссузы под "более слабых сельских абитуриентов".

Юрий САМУСЕВИЧ, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter