Из редакционной почты

Мой друг монитор.
Мой друг монитор. Или враг?

Парадокс, но компьютеры, изначально предназначенные для выполнения информационной, познавательной функций, для многих детей и подростков превращаются в объект чисто развлекательный. Доходит до того, что компьютерный клуб становится чуть ли не альтернативой занятиям в школе. Перед экраном мониторов ребята чувствуют себя супергероями, способными выйти победителями в любом поединке. Налицо новый недуг - компьютерная игромания.

Преподаватель кафедры возрастной психологии Гродненского государственного университета А.Янчий считает, что дети и подростки более, чем взрослые, зависят от ролевых установок, заложенных в компьютерных играх. Не будучи в состоянии критически переосмысливать полученную информацию, они нередко переносят виртуальность в реальный мир. Отсюда повышенная возбудимость, немотивированная агрессия или наоборот - апатия, безразличие.

Гродненским горисполкомом принято решение, регламентирующее деятельность компьютерных клубов города. В ночное время детей и подростков в компьютерные клубы не пускают, запрещена и продажа спиртных напитков. Использование программ, пропагандирующих культ насилия, жестокости, порнографию, сектантство и терроризм, строго запрещено. Можно поставить точку? Или все-таки запятую?..

Олег ИВАНОВ, Гродно.

Эх, прокачу...

Недавно в одном из номеров "СБ" была опубликована статья "Дураки и дороги". В ней, к сожалению, рассматривается одна сторона проблемы - отношение людей к тому, что находится на дорогах. Но есть и другая сторона - отношение самих дорожников к своей работе при проведении ремонта. Сейчас широко используется так называемая "технология рамочного или ямочного ремонта". Результат ее - из рук вон плохой, особенно на дорогах районного и городского значения. Толщина асфальтового покрытия в местах ремонта, как правило, выше или ниже уровня основного покрытия дороги, из-за чего создаются новые кочки и ямки. Езда на таких дорогах - удовольствие не из приятных. Дорожное покрытие испытывает дополнительные ударные нагрузки, полотно быстро разрушается и вновь требует латания. И в результате средств на содержание дорог хронически не хватает.

Технология локального, "ямочного", ремонта используется и в других странах, но там отношение к качеству работ несколько иное. Места ремонта отличаются от основного покрытия только лишь цветом свежего асфальта. Дорожная инспекция качества не пропустит брак в работе. У нас же создается впечатление, что службы качества в системе дорожно-строительных работ вообще нет. Похоже, эта проблема не волнует и местные органы власти. Например, в Жлобине не только все городские дороги, но и даже центральная улица Первомайская в ухабах от "ямочного" ремонта.

В стране действует государственный стандарт СТБ ISO 9002. В соответствии с ним предприятия-товаропроизводители разрабатывают систему обеспечения качества продукции и обязательно проходят процедуру ее государственной сертификации. Дорога - продукция дорожно-строительных организаций, на нее также должно распространяться действие государственного стандарта со всеми вытекающими последствиями. Участники дорожного движения, государственные и частные, отчисляют налоги. Государственные органы выделяют средства на содержание дорог. Регулярно местные органы и дорожники публикуют данные о количестве израсходованных средств, километрах отремонтированных дорог, но никогда ни слова не говорится о качестве выполненных работ, о наличии претензий и рекламаций. По этим ухабистым улицам каждый день ездят и руководители, чьи подчиненные так плохо выполнили свою работу. Неужели эти руководители не замечают ухабов?

А.ШЕВЧЕНКО, Жлобин.

За все ответит начальник

На Брестчине 38-летний мастер по трудоемким процессам угодил в транспортер. Медэкспертиза установила, что мужчина был сильно пьян. Вроде бы понятна причина трагедии, известно, кто виновник... Но о мертвых - либо хорошо, либо ничего. А что живые? Подобные сообщения нет-нет, да и появляются в печати, редко кто из травмированных или погибших на производстве оказывается "в трезвой памяти". Но что-то не припомню, чтобы в прессе освещался судебный процесс по результатам расследования несчастного случая, где ответчиком выступал бы руководитель предприятия. Какое отношение они имеют к тому, что тракториста придавил трактор, помощник комбайнера угодил под комбайн, рабочий упал в транспортер?.. Самое непосредственное. Как я понимаю, работодатель должен обеспечивать технику безопасности на предприятии для своих работников. По технике безопасности категорически запрещается даже находиться на предприятии человеку в нетрезвом состоянии. Тогда почему производственный травматизм обязательно сопровождается "состоянием алкогольного опьянения"? Здесь же уместен вопрос и о производственной дисциплине, которую тоже должен обеспечивать руководитель. Таким образом, я считаю, что вина за полученную травму на рабочем месте (и тем более "по пьяни") должна ложиться не только и не столько на пострадавшего (если он остался жив), сколько на его непосредственного начальника. Соответственно и наказание должны нести оба. Один - за то, что появился на рабочем месте "под мухой", другой - за то, что недоглядел, не воспрепятствовал этому. Я не зря написала про судебные процессы, которые не освещаются в прессе (может потому, что их нет). Если несчастный случай произошел, погиб человек и вина руководителя доказана (не обеспечил технику безопасности, на предприятии не отлажено обучение работников безопасности труда или нарушена трудовая дисциплина), то, само собой разумеется, его нужно наказывать по всей строгости. Раньше за случай увечья или смерти работника на производстве руководителя снимали с должности без права восстановления, а то и сажали в тюрьму. Сейчас наказания не такие строгие: минимум - выговор, максимум - штраф или понижение в должности. Справедливо ли?

Снежана РАЗИНА, Брестская область.

Строки из писем

Когда началась война, мне шел 14-й год. Все ужасы тех страшных лет я видел собственными глазами. Но, пожалуй, за всю войну я не испытывал сильнее чувств, чем тогда, когда провожал своего отца на фронт. Это было в начале июля 1941 года. Я даже не знал, куда его провожал: на фронт? На смерть? На войну... Помню последние прощальные слова отца: "Теперь ты в ответе за семью". За мать, за двух сестер, за годовалого братишку... Отец вместе с другими добровольцами-односельчанами уходил на Смоленск. Теперь я знаю, что тогда потрясло меня так, что помню об этом на протяжении десятилетий. Это были простые люди, колхозники. Но какую ответственность они испытывали за своих родных, за их будущее, за Родину! Никто из них не вернулся домой... Вот об этом должен быть главный фильм о войне: о простых людях, об их ответственности и патриотизме.

Виктор ШЕЛУХО, Орша.

* * *

Когда в Минске был праздничный концерт, посвященный 85-летию комсомола, моя 6-летняя внучка Катя тоже принимала в нем участие. Детский танцевальный коллектив "Палеская зорачка" из Мозыря, в котором танцует моя внучка, выступал перед гостями торжества. Для меня, комсомольца 50-х, такое направление в молодежной политике, такая преемственность поколений - и есть идеология. Моя маленькая Катюша знает теперь больше и твердо уверена, что вырастет и будет такой, как комсомольцы, - доброй, отзывчивой, смелой, трудолюбивой и честной.

Владимир БРАНИЦКИЙ, Мозырь.

* * *

15 октября была опубликована в "СБ" заметка Л.Татаревича "Ордена - не картошка, на штуки не считают...". Я полностью разделяю мысли автора письма. Ведь в годы войны защитники Родины из числа солдат и сержантов награждались в абсолютном большинстве медалями "За отвагу" или "За боевые заслуги". Что, эти награды уже не в счет?

Б.КАРПЕНКО, Минск.

* * *

Каждый из нас был учеником. У нас были учителя. Но если спросить: "Помнишь ли ты своего учителя? Что сделал для него, поздравил ли хоть раз с праздником?" - вряд ли многие дадут положительный ответ. Так же, как практически никто не советуется со старыми учителями, проводя реформу народного образования. А ведь сейчас, когда идет обсуждение этого важного вопроса, наш опыт был бы очень полезен. Да, современным учителям трудно. Но не думайте, что после окончания войны нам было легче. Но мы старались сделать для наших учеников все, что могли, а ученики любили своих учителей.

Анатолий ГУРСКИЙ, заслуженный учитель, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter