Из редакционной почты

Квадратный метр удобства Как звонко стучат женские каблучки по бетонной брусчатке! С некоторых пор она все больше применяется в городах Беларуси, чтобы центральные улицы и площади выглядели нарядно, по-европейски.
Квадратный метр удобства

Как звонко стучат женские каблучки по бетонной брусчатке! С некоторых пор она все больше применяется в городах Беларуси, чтобы центральные улицы и площади выглядели нарядно, по-европейски. Минск - закоперщик в этом деле. Не смущает ни солидная (до 10 у.е. за квадратный метр) стоимость, ни очевидные неудобства для горожан во время замены традиционного асфальта на бетонные шашечки и прочие замысловатые фигуры. Мол, зато потом будет долговечно, красиво и экологически чисто. Всего в этом году, как пояснил мне генеральный директор предприятия "Горремавтодор" Иван Гуринович, планируется уложить 50 тысяч квадратных метров бетонной брусчатки, а в следующем - раза в три больше. Проспект Скорины "оденется" в нее вплоть до парка им. Челюскинцев, начнутся работы и на проспекте Машерова. Причем зачастую финансируют их арендаторы зданий, выходящих на обновляемую магистраль.

Все это хорошо, однако как быть с неглавными улицами, где люди тоже, как известно, ходят? Взять, к примеру, улицу Сурганова, по которой ежедневно и не один раз иду от проспекта Скорины к Дому прессы. Даже в сухую погоду лучше не торопиться: асфальт корявый, а местами его и вовсе нет, того и гляди, подвернешь ногу. Пример не единичный. В микрорайоне Уручье на улице Никифорова уже несколько месяцев как засыпали широкий тротуар отходами ремонта мостовой, начали даже асфальтировать, но закончить вот уже который месяц не могут. Однако для Ивана Гуриновича это, судя по его реакции, оказалось неожиданностью. "В городе, помимо наших, есть тротуары ведомственные и "Горзеленстроя", - ответил он.

Как видим, в битве за тротуар, как и в военном деле, у победы множество отцов. А вот разбитая асфальтовая дорожка в стороне от главных улиц оказалась сиротой.

Владимир ЯКОВЛЕВ, Минск.

Дамой можешь ты не быть, но по-мужски обязана работать...

Прочитала письмо В.Смирнова из Гродно "Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик..." и хочу спросить у автора, знает ли он, что заставило женщин поменяться местами с мужчинами, взвалить на себя нагрузки отнюдь не для хрупких и нежных созданий? У этой проблемы, так сказать, глубокие корни. В царской армии мужчины служили по 25 лет, позже этот срок сократился, но все равно оставался довольно продолжительным. Но еще перед военной службой многие парни успевали обзавестись семьей, детьми. Женщинам волей-неволей приходилось взваливать на себя обязанности кормильца и добытчика, пока их мужья упражнялись в ратном деле, самим поднимать детей на ноги, вести домашнее хозяйство. А ведь нередко случалось, что вторые половины так и не возвращались домой, дети оставались сиротами, жены - вдовами. Да и в советское время хватало напастей, когда женщина, может, и не желая того, вынуждена была и в семье, и на производстве заменять сильную половину: массовые репрессии, Великая Отечественная война, война в Афганистане "косили" в основном мужчин.

А категория женщин, которые по разным причинам до конца жизни оставались одинокими, не обзаведясь мужем и детьми. Им же как-то надо было утверждаться в жизни! Много ли бы они смогли, защищая свое право на слабость и безволие? Может быть, женщины и перегибают теперь палку, сознательно борясь за равноправие с мужчинами, но быть готовой к любым испытаниям их заставляет сама жизнь.

Светлана ШЕРШУЛЬСКАЯ, Минск.

Каждому овощу - свое время. И место

Известно, что владельцы садово-огородных участков, дачники, вносят ощутимый вклад в производство овощей и фруктов. Но у нас сейчас сложилась ситуация, когда не всю продукцию можно быстро реализовать и за приемлемую цену. Пытаясь напрямую сдать урожай в общепит, продать на рынке, только намаешься, а имея дело с перекупщиками, потеряешь в цене. Одним словом, хлопот хватает.

На наших дачах в "Озерном", недалеко от Пинска, плохо растет картошка - земли-то давали в основном бросовые, но зато у каждого по 10 соток. Почву, конечно, мы окультуриваем. В результате выращенных овощей с лихвой хватает на семью. Тогда мы задумались: а чем еще можно занять землю, под какую культуру? И тут заговорили об увеличении посевных площадей под сахарную свеклу, чтобы полностью отказаться от закупок сахара-сырца за рубежом. Почему бы и нам, дачникам, не поучаствовать в этой программе? Правда, возникает вопрос, где купить семена в небольшой расфасовке (хотя бы по 5 кг) или на развес? Наверное, решить этот вопрос нетрудно - например, можно закупать семена организованно, по заказам, в семеноводческих хозяйствах, т.е. по коллективным заявкам дачных кооперативов. Сложнее будет с вывозом и оплатой выращенной свеклы. Примет ли свеклосборный пункт в Пинске, да и в других городах сахарную свеклу у частника - 500 - 1.000 кг? Возможно ли рассчитаться по желанию сахаром, ведь на дачах растут клубника, малина, смородина, вишня. Тогда получится обоюдная выгода и люди спасибо скажут. Не исключено, что в перспективе дачники произведут намного больше сахарной свеклы, чем коллективные хозяйства.

От имени дачников кооператива "Озерный"

Сергей ЯКИМЧИК, Пинск.

Наши дети - ваше богатство?

В "СБ" от 15 августа опубликована статья Сергея Дьячкова "Холостяк никому ничего не должен". Утверждения автора иначе, как цинизмом, не назовешь: мол, он платит налоги и потому никому ничего не должен. Полагаю, за 40 лет труда автора письма сумма уплаченных им налогов (9% подоходный + 1% пенсионный = 10%) будет примерно равна его заработной плате за 4 года. Этих денег вряд ли хватит на выплату в будущем пенсии. А прямых пенсионных отчислений и того меньше - не покроет и 9 месяцев выплаты пенсии. А кто возместит затраты на его обучение, лечение, обеспечение спокойной жизни и работы? Наконец, на его похороны? Нагрузка падает на детей, которых у С.Дьячкова нет, - значит, на чужих? Разве после этого он не нахлебник? Чтобы так не происходило, необходим холостяцкий, бездетный (так вернее) налог, и не 6 - 10%, а 15 - 20% от заработной платы. Не желаешь или не можешь иметь своих (пусть и приемных) детей - помогай растить чужих, чтобы потом о тебе же было кому позаботиться.

Повышение пенсий многодетным родителям, у которых четверо и более работающих детей, хотя бы на 5 процентов за каждого ребенка, начиная с четвертого, тоже было бы оправданно. И сколько бы ни говорили, ни писали, пока государство не возьмет эту проблему под свой контроль, ее не решить. Разве выросшие дети, работая, не в состоянии обеспечить повышение пенсий своим родителям? Еще и останется. С появлением первого ребенка "холостяцко-бездетный" налог надо отменять только одному из родителей (по выбору), второму же - с появлением второго ребенка. Когда в семье родятся третий и четвертый, можно постепенно уменьшать подоходный налог. Когда же вырастет и начнет трудиться пятый из детей и дальше, родителям можно предоставить право выхода на пенсию раньше на 1 год за каждого ребенка или предусмотреть увеличение пенсии, если они уже пенсионеры. Эти меры помогли бы решить многие демографические проблемы.

Василий ЕВДАСЕВ, пенсионер, Речица.

Чем дальше в лес, тем меньше короеда

С интересом прочитал в "СБ" беседу с инженером-лесопонтологом Национального парка "Беловежская пуща" Григорием Кравчуком. Мне она показалась игрой в одни ворота.

Как известно, часть пущи находится на территории Польши. Почему-то там проблему спасения парка от экологической катастрофы решают быстро и просто и отнюдь не присоединением новых земель. Вся усыхающая ель там выпиливается и немедленно вывозится. А что у нас? Ель где спилили, там и оставили, в результате короед (от которого и исходит угроза той самой катастрофы) размножается в несметных количествах и поражает здоровые деревья. Когда-то у нас применялся такой метод борьбы с короедом: спиливались сырорастущие ели, вредитель заселялся в них, и деревья тут же увозили. Этот метод устарел? Нет. Неужели руководство национального парка всерьез думает бороться с короедом, присоединяя новые лесопосадки, которые, по их словам, имеют такую же структуру, что и Беловежская пуща? И еще один момент, о котором почему-то мало говорят. Это - люди, которые живут на планируемых для присоединения территориях. Куда им деваться? Ведь в национальном парке нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Или они будут подлежать вынужденному отселению на другие, "неохраняемые" территории?

Александр ДУБАТОВКА, Свислочь.

Каменный символ свободы

События, даты, факты - все переплелось в долгой истории человечества. Многое исчезло, не выдержало переменчивого ветра времени, но кое-что ревностно оберегается потомками. Замки, дворцы, поместья, храмы - и те далеко не все пережили восстания, революции, войны. Есть ли что-нибудь такое, что невозможно изменить, перекроить на свой лад, - оно все равно останется прежним? Закон, Конституция - главный документ, основа любого демократического государства. Могут меняться флаги, гербы, названия стран, но слова Основного Закона останутся такими же мудрыми и справедливыми. День Конституции - первый день независимости многих стран. Так почему же не увековечить эту дату в камне или бронзе? А пример есть. В Миорском районе на окраине деревни Леонполь стоит единственный сохранившийся в Беларуси памятник Основному Закону - высокая колонна на четырехугольном постаменте. Высота ее - 12 метров, на самом верху колонны был орел, который, к сожалению, не сохранился. Памятник был установлен местной шляхтой в 1792 году в честь Конституции Речи Посполитой 1791 года. Она предусматривала конституционную монархию, законодательные права народным представителям, отмену крепостного права, свободу печати. Конечно, нашего современника этим не удивишь: он родился свободным в свободной стране и о крепостном рабстве знает только по учебникам истории. Но в те годы Конституция была прогрессивным документом. Независимость отстоять не удалось. Конституция Речи Посполитой была осуждена за якобинство Россией, Австрией и Пруссией, а в 1795 году перестало существовать и само государство. Но памятник остался. В прошлом веке несколько раз менялась власть, а с ней и уклад жизни, взгляды на вечные ценности. Горели поместья, рушились храмы и дворцы, а вот на столп закона ни у кого не поднялась рука. Даже в годы Великой Отечественной войны фашисты не уничтожили колонну. При советской власти о памятнике забыли. Молодые сосны обступили его плотным кольцом. И только в 2000 году дорога к колонне была расчищена, а сам памятник отреставрирован. Уверен, нынешние белорусы оценили его ценность и предназначение - символизировать свободу и независимость, и неважно какого государства: польского, русского, белорусского...

А.ПАЙГЕРТ, Верхнедвинск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter