Из редакционной почты

Секс-ликбез на деревне Нет, с деревней определенно надо что-то делать.
Секс-ликбез на деревне

Нет, с деревней определенно надо что-то делать. Точнее, не со всей деревней, а с ее жительницами: женщинами и особенно молодыми девушками. А нужно их - спасать. Ограждать от неприятностей. Даже учить жить, если хотите. Только за этот месяц в "СБ" дважды поднималась проблема торговли "живым товаром" - нашими соотечественницами (в материалах "Куплю раба. Б/у не предлагать" и "Селянки-куртизанки"). И то, что в обеих публикациях главными героинями выступали девушки из деревни, - не случайность, а скорее, увы, закономерность. Справедливо заметил один из журналистов: работорговцам с горожанками сложнее - те более-менее знают цену обещаниям "золотых гор", поэтому и не так падки на них. А вот сельчанки, которые по большей части смутно представляют себе жизнь за пределами своей деревни или района, для сутенеров - то, что надо. Уверен, многие считают, что девушки сознательно делают свой выбор, соглашаясь торговать телом (кстати, и сами претендентки в "ночные бабочки" иногда так думают). Только мне кажется, что дело здесь не в выборе, а в его отсутствии.

В городе худо-бедно проводится секс-ликбез среди молодежи: о необходимости пользоваться презервативом, например, могут напомнить своим ученикам-старшеклассникам даже учителя; "продвинутые" родители не боятся в пределах разумного объяснить своему чаду, откуда берутся дети; проводятся различные мероприятия по профилактике проституции и работорговли. В крупных городах работают различные общества по защите прав женщин. Что из этого есть у девушек из глубинки? Ничего. Поэтому они и оказываются легкими жертвами сутенеров, секс-рабынями в подпольных публичных домах. Приказать всем деревенским учителям и родителям заниматься секс-просвещением невозможно. Зато, на мой взгляд, вполне возможно другое: тем же общественным организациям и движениям защищать права не только женщин-горожанок, но и жительниц отдаленных деревень.

Семен ЛАГУТИН, Пинский район.

Безбилетный проезд за полную стоимость

Мне часто приходится ездить в Вилейку (до Молодечно - на электричке, а оттуда - автобусом). Одна из поездок домой навела на грустные размышления. Сев в автобус из Вилейки до Молодечно не на автостанции, а на остановке "Площадь Победы", уплатила водителю за проезд. Дважды попросила дать мне билет, но ответом было: "Позже". Как выяснилось потом, "позже" так и не наступило. То же самое слышали в ответ и другие пассажиры, севшие в автобус по пути. Кто-то спокойно и безразлично проходил в салон, кого-то это коробило. Но в любом случае устраивать скандал "по пустякам" никто не хотел. Наверное, все понимали, что автобус в дороге может "сломаться", а хотелось быстрее и без проблем добраться домой.

Раньше я как-то спокойнее к таким ситуациям относилась, а в этот раз ощутила омерзение. Пока мы доехали до Молодечно, людей в автобус набилось - больше некуда. Ясно, что в карман водителей перекочевало, по самым скромным подсчетам, около 20 тысяч рублей. И это всего за 40 минут езды. Такая дневная "зарплата" наверняка не снилась даже министру транспорта. Вначале хотела подойти к водителям и сказать, что я думаю по этому поводу, но потом решила, что при таких доходах они плевать хотели на мое мнение. Была мысль сходить к начальнику автостанции и пожаловаться, но вспомнила про другой маршрут, которым тоже часто пользуюсь, Минск - Ловцевичи. Там от Радошковичей до Ловцевичей и обратно водители практически никогда не дают билетов пассажирам на руки. Получается, проблема эта не одного маршрута или одного автобуса. Ведь часто в автобусе на одной ноге стоим, за дорогу друг другу нервы истреплем, а по проданным билетам получается, что все ехали с комфортом и сидя.

Придумывают разные способы, как бороться с пассажирами-"зайцами", которые бойкотируют плату за проезд. Но почему-то никто не берется решать проблему водителей, которые выручку за проезд пассажиров кладут себе в карман.

Анна ГАЙКО, Минск.

Бедность не порок. А что?

Сегодня более 300 миллионов человек в мире тратят на жизнь менее одного доллара в день. По прогнозам экспертов ООН, к 2015 году число бедняков возрастет до 420 миллионов. К сожалению, как свидетельствует официальная статистика, среди белорусов также есть те, кто оказался у черты, а то и за чертой бедности. Чаще всего это многодетные семьи, матери-одиночки, инвалиды, пенсионеры - изначально социально уязвимые категории населения. Мы все должны протянуть им руку помощи. Так же, как и тем, кто внезапно - в результате неблагоприятного стечения обстоятельств - оказался бедным. У таких людей обычно есть нормальное жилье, достаточно высокая профессиональная подготовка, физическая сила и энергия. Нередки случаи, когда подобная кризисная ситуация подталкивает человека к кардинальным переменам, что выводит его на новые жизненные просторы. Но для этого в стране должна действовать система, способствующая такой социальной реабилитации.

Расслоение в обществе - мощная мина, подложенная под его благополучие, причем мина отнюдь не замедленного действия. Поэтому, когда мы видим на телеэкранах бесчинства антиглобалистов, нужно не просто закатывать глаза от ужаса, мол, какой кошмар у них там творится, а четко осознавать: бедность - колыбель всех революций. А к чему они приводят, нам известно лучше, чем кому бы то ни было.

Виктор ДОРОФЕЙКИН, Гомель.

Канал течет, да не тот

В Брестской области есть замечательный водный канал протяженностью 196 километров, построенный еще в XVIII веке. Он соединяет белорусскую часть Днепра, реки Припять, Пина, Мухавец, Западный Буг и польскую реку Висла с акваторией Балтийского моря. И его почему-то все называют Днепро-Бугским каналом. Более того, так его называют и средства массовой информации: городские, областные, республиканские. Между тем настоящий, а не придуманный Днепро-Бугский канал соединяет воды реки Южный Буг, протекающей по югу Украины, с акваторией Черного моря. Наш же белорусский канал называется Днепровско-Бугским. На всех географических картах мира, в специализированных словарях и справочниках, энциклопедических изданиях он называется именно так. Он уникален и неповторим, а мы по незнанию географии своей страны пытаемся его обезличить и подменить.

Альберт БОГДАСАРОВ, профессор, Брест.

"Познакомлюсь с интересным собеседником. Иное не предлагать"

Недавно в одном из своих интервью молодой, но уже известный российский актер и драматург Евгений Гришковец сказал, что интеллектуальных героев нынче не осталось. К сожалению, по-моему, он абсолютно прав. Я бы сказала больше: интеллектуальная среда, так ярко выраженная в советские времена, практически растворилась. Некоторые считают, что случилось это потому, что нет на нее спроса. Лично я в такое не верю. Ведь живы-здоровы десятки тысяч людей, которые еще 10 - 15 лет назад зачитывали до дыр "Иностранную литературу", "Знамя", "Дружбу народов", "Юность". В интеллигентских кругах считалось буквально неприличным не выписывать "Литературную газету". А вспомните до отказа набитые залы на встречах с писателями, причем не такими, как Донцова, а настоящими философами, мыслителями. Те встречи проходили не в виде бесконечного монолога приглашенного гостя, а в форме активного диалога со зрителями, нередко переходящего в спор, но спор всегда корректный, уважительный по отношению к противоположному мнению. Такое не уходит бесследно. Мне, например, сегодня очень не хватает живого общения с неординарными, думающими собеседниками. Невозможно же все время беспокоиться только о пропитании, одолевающих с возрастом болячках и ностальгировать о прошлом. Жить нужно сегодня! Конечно, я стараюсь читать. Но хорошие книги теперь стоят дорого. К тому же, несмотря на внешнее изобилие литературы, найти именно то, что затрагивает душу и будит мысль, не так легко. Телевидение заменило прежние умные беседы на пустозвонные ток-шоу. Одно название чего стоит! Сразу представляешь тетеревиное токовище с распушенными хвостами, агрессивными наскоками друг на друга и щелканьем клювами. Короче, впору давать объявление в газете: "Познакомлюсь с интересным собеседником. Иное не предлагать".

Наталья ГРИГОРЬЕВА, Брестская обл.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter