Из редакционной почты

Потомству в пример В Севастополе стоит памятник, на котором высечены слова: "Потомству в пример", в честь славного подвига экипажа русского брига "Меркурий" под командованием нашего земляка Александра Ивановича Казарского, уроженца Дубровно.
Потомству в пример

В Севастополе стоит памятник, на котором высечены слова: "Потомству в пример", в честь славного подвига экипажа русского брига "Меркурий" под командованием нашего земляка Александра Ивановича Казарского, уроженца Дубровно. Маленький корабль благодаря мужеству моряков и командира вышел победителем в неравном поединке с двумя мощными турецкими кораблями в 1829 году.

У нас в Беларуси сегодня осталось всего 127 тысяч участников Великой Отечественной войны. Это лишь чуть больше одного процента населения страны. Они обеспечили нам Великую Победу, право на жизнь. 444 белоруса удостоены звания Героя Советского Союза за подвиг в годы Великой Отечественной войны. 444 неповторимые судьбы, объединенные любовью к родной земле. Сегодня кое-кто пытается извратить термин "патриотизм", считая радетелем за Беларусь тех, кто в 1941 году добровольцем пошел на службу немцам. А ведь именно в критические моменты истории очищается каждая человеческая душа, возвышается до патриотизма. И именно на таких примерах нужно воспитывать молодых людей.

Борис ДОЛГОТОВИЧ, кандидат исторических наук, Минск.

Монумент на площади

Я приехал в Минск после окончания войны и живу здесь уже 56 лет. Видел город разрушенным, помню, как он восстанавливался. За последние годы Минск еще похорошел. Определилась и его центральная площадь - Октябрьская. У нас уже давно есть Национальная библиотека, главные учебные и научные заведения страны гордо именуются национальными. Мне представляется, что и название главной площади страны должно соответствовать ее статусу. Ведь это - центр государства, его символ. Пусть будет площадь Республики или Державная площадь. А на ней можно возвести монумент Республике Беларусь. Мне кажется, это должна быть фигура белорусской женщины, вынесшей на своих плечах все испытания, выпавшие на долю родной земли. Это они, наши матери, на себе пахали, воевали, восстанавливали разрушенное и дали всем нам жизнь. Сооружение такого памятника станет знаком поклонения нашим матерям, символом нашего независимого государства, символом сплочения народов, живущих на белорусской земле. А на пьедестале монумента следует высечь имена великих предков - наших земляков.

В честь Великой Победы в нашем городе сооружен величественный обелиск. В дни торжеств у его подножия проводятся различные церемониалы, возлагаются венки, встречаются ветераны войны. Но есть у нас и дни скорби, дни печали, дни поминовения погибших. Народ Беларуси потерял множество своих сыновей и дочерей. Нередко места их захоронения остаются неизвестными. По христианскому же обычаю ритуалы поминовения проводятся не у гранитных обелисков, а над прахом покойных. Во время Великой Отечественной войны погибли мой отец, многие родственники, земляки. Редеют и ряды ветеранов. Разрешите мне, очевидцу тех страшных военных дней, обратиться к нашим высшим властям с предложением и просьбой: соорудить в столице в знак памяти павших в Великую Отечественную войну соотечественников могилу Неизвестного солдата. Пусть это место станет местом памяти, скорби, местом оплакивания погибших за свободу нашего народа, за будущее родной земли.

М.МАХАНЕК, кандидат технических наук, Минск.

Горькое материнство

Я - мать шестерых детей: четверо - школьники, один ходит в детский сад, самому младшему - два года. Муж - пенсионер Министерства обороны, работает сезонно в автопарке. Я - безработная, поэтому и получаю на самого младшего ребенка только 28 тысяч рублей, хотя я и "орденоносная" мама. Бесплатное питание мы на него также не получали, хотя на 4-го и 5-го ребенка получали. Выходит, при тех же доходах, родив еще одного ребенка, разбогатели?..

Надеялись на социальную адресную помощь, но ее получили только один раз - в 2001 году. Когда в апреле прошлого года перестали бесплатно кормить обедами в школе детей-старшеклассников, мы надеялись: теперь у нас появится право на эту самую помощь. Но Министерство труда и социальной защиты ввело коэффициент совместного проживания. Для нашей семьи он составляет 0,515, и это значит, что наши доходы автоматически увеличиваются в 2 раза.

Раньше как многодетная семья мы не платили за обучение детей в музыкальной школе, а в этом году уже платим 50 процентов - 3,5 тысячи рублей в месяц. Вряд ли наберется на всю музыкальную школу десяток детей из многодетных семей, и что дадут вырученные 20 - 30 тысяч рублей для всей школы? А мне бы эти деньги очень пригодились. Сейчас даю детям только по 1 тысяче на питание, а так могла бы еще 500 рублей в неделю добавить. Цифры для кого-то смехотворные, для меня же плачевные, потому что никакого просвета не видно: работы хорошей не найти, помощи ждать бесполезно.

Читала, что в Минске многодетные семьи в 2001 году на каждого ребенка-школьника получили по 86 тысяч рублей, я в Березе получила 3 тысячи рублей (а в 2000-м аж 5 тысяч рублей на троих школьников). В 2002 году вообще ничего не получила. Бывает еще квартальная помощь из фонда всеобуча, но у нас в городе он уже несколько лет не формируется - не из чего. В Минске оказывается существенная помощь и на заготовку продуктов к зиме. Мы же, не считая 40 кг картошки в 1996 году, ни продуктов, ни денег на заготовку ни от местных властей, ни от предприятия, где работает муж, не получаем. Нам даже в 2002 году подарков детям-дошкольникам к Новому году не дали... Вот и выходит: живем в одной стране, но совсем по-разному. У минчан и вода теплая круглый год, и бассейны, и всякие распродажи в конце сезона, и центры реабилитации, и всевозможные фонды. А у нас детям на летних каникулах даже в лагерь оздоровительный съездить нельзя - путевки на предприятии мужа предлагают только за полную стоимость. Вот и барахтаемся как можем, еле-еле на плаву держимся. В Минске на 120 тысяч никто в дворники идти не хочет, а я, имея высшее образование, пыталась в дворники осенью на 90 тысяч рублей устроиться - не взяли. Кому нужна на работе женщина, имеющая 6 детей, ведь ей еще один день выходной давай, к тому же оплаченный. Получается, льгота, которую дали многодетным матерям, на деле оказалась медвежьей услугой. Мы и так неконкурентоспособны на теперешнем рынке труда, а с этой льготой проблема еще больше усугубляется. Поэтому работающие многодетные мамы почти не пользуются предоставленной возможностью. У моей сестры трое детей, но работает она, как и все, 5 дней. И считает, что ей и так повезло, что нашла работу.

В общем, горькое у меня материнство, мало что делают для многодетных матерей в провинции. По-моему, нужно ситуацию изменить - чтобы положение многодетных в Минске и в провинции было более-менее равным, чтобы многодетные матери и в Минске, и в райцентре получали примерно одинаковые пособия. Если в Минске поступает в городской бюджет больше денег (что естественно), то почему бы не создать аккумуляционный фонд, откуда можно было бы взять деньги на социальные нужды для бедных районов? А так получается одна равная для всех льгота - на пенсию нам, многодетным матерям, раньше можно уйти. Но до нее нужно еще дотянуть. Да и из чего ее начислять будут, если рабочий стаж - "детский", на работу не устроиться... А ведь многодетные семьи, как я понимаю, должны быть гордостью государства, а не чувствовать себя изгоями, разве не так?

Елена КОМИСАРУК, Береза.



Приглашение к... воровству?

Хочу высказать свое мнение о поправках, которые предлагают внести в Уголовный кодекс. Во все времена в любом государстве не допускалось забвения одной из главных заповедей: "Не укради". У нас само слово "вор" считалось ругательным. Воровство не только преследовалось законом, но и подвергалось моральному осуждению. Сейчас же наши законодатели предлагают внести в УК поправку, позволяющую, так сказать, откупиться от воровства. Дескать, если нанесенный ущерб компенсирован, значит, и дело закрывается. И вор уже получается - не вор? Располагаешь миллионом рублей - воруй в пределах возможностей, если в запасе сотни миллионов - расширяй "поле деятельности", ведь есть чем откупиться. Если учесть еще и невысокую раскрываемость таких преступлений, то упомянутая поправка, по моему мнению, выглядит не иначе как приглашением к воровству... в законе. А ведь как нормативный акт государства закон должен гарантировать неотвратимость наказания. И в случае воровства - не просто возмещение ущерба, но и конфискацию имущества, лишение свободы с обязательным привлечением к труду.

Олег ЛАБКОВСКИЙ, Гомель.



За бедного токаря замолвите слово...

Сейчас я уже пенсионер, но продолжаю работать токарем в колхозе. Когда-то профессии токаря, фрезеровщика, слесаря были очень почетными. Об этих людях писали в газетах, снимали кинофильмы. Теперь престиж этих профессий упал. Почему? В прошлые годы технику и оборудование, запчасти поставляли согласно разнарядке. Склады были заполнены самыми разными материалами. И при этом в колхозных мастерских работало по 2 - 3 токаря. Зарплаты хватало. Работой не очень загружали, да и сложности она не представляла. Теперь все с точностью до наоборот. Станочников в колхозах по району можно по пальцам пересчитать. Денег на счетах хозяйств - кот наплакал. Запчасти купить - дорого, изготовить - нет материалов, а если что-то сложное необходимо, едут на заводы и просят там помощи. От села требуют урожай. А лучшие специалисты, профессионалы уехали в города, молодежь не хочет оставаться в деревне. Вот и крутятся колхозный тракторист вместе с токарем, слесарем, сварщиком, чтобы техника работала - хоть день, неделю. В ход идет весь металлолом, что лежит на свалках за гаражами еще с советских времен. В отличие от промышленных станочников, работающих на стандартном металлопрофиле и стандартным инструментом, по чертежам, сельский токарь всего этого не имеет. Используем для изготовления деталей каждую железяку. Не учитываются ни усталость металла, ни его марка. Конечно же, ни о каком качестве речь не идет. В такой ситуации от токаря требуются не только мастерство, но и сообразительность, сноровка, рационализаторские навыки. Токарное оборудование изношено - когда-то его списали на заводе и в порядке шефской помощи отправили в колхоз. И порой наши сельские мужики так ловко решают задачи, находя выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. А как платят за этот труд? Расценки "спускают" из района - "всем сестрам по серьгам". Разница в оплате с промышленными станочниками более чем существенная, режим работы в колхозе - по 12 часов, а то и более, особенно в посевную и уборочную, практически без выходных. Потому-то и нет в колхозах токарей, других станочников, а если и есть, то самоучки. В газете "Союз" (приложении к "СБ") была статья, что рабочие руки в России не в почете. В ней шла речь о том, что средний возраст высококвалифицированных рабочих в промышленности составляет 56 лет, а в военной - 62,5 года. Интересно, есть ли у нас, в Беларуси, такая статистика? Молодежь не рвется учиться нашей профессии. Хорошего мастера нужно растить 5 - 6 лет. Пока есть еще специалисты - пенсионеры. И мы готовы помочь эту проблему решить. Не упустить бы время!..

Юрий ПРЫТКОВ, Вилейский район.



Глядим в подъезд, как в зеркало...

Каждый день, выходя на улицу или возвращаясь домой, наблюдаю одну и ту же картину: обшарпанные стены подъезда с надписями, сообщающими, кто кого любил и ненавидел, захламленный двор, в который раз сломанный лифт, разрушенные детские площадки и сломанные лавочки. Да и увидеть весь этот "пейзаж" можно только в светлое время суток: отсутствие исправных фонарей тоже стало нормой.

Под окнами - настоящие автостоянки. Чтобы расширить для них место, вырубают кусты и деревья, в итоге жильцы дышат выхлопными газами. Кто же виноват, спрашиваем мы себя. И, конечно же, находим "стрелочников" - ЖЭСы, домоуправление. Да, они обязаны заботиться о порядке в наших подъездах и дворах. И в силу возможностей делают это. Но разруха, как известно, начинается в головах. И совсем не обязательно в начальственных. В наших, позволю себе утверждать, самих жильцов, которые, кроме своих квартир-норок, ничего знать не желают. Вот и получается: отремонтируют коммунальники ту же скамейку или детскую карусель, а назавтра от них только щепки летят. И снова выдранные с мясом домофоны, покореженные лифты, разбитые в подъездах лапмочки. Так что наша проблема не в отсутствии денег, а в отсутствии культуры. Именно этот хронический дефицит, я считаю, делает человека бедным, а его жизнь - убогой. Живем, как будто не у себя дома, а временщики какие-то. Обидно и стыдно...

Александра СУЛИМ, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter