Из пруда не вытащишь и не продашь без труда

На первой весенней ярмарке в Минске рыба уходила влет

Живые карпы от продавца Людмилы ЗАЯЦ

Возле минского торгового дома «На Немиге» в минувшую субботу девять рыбхозов со всей республики предлагали на выбор широкий видовой состав пресноводной рыбы отечественного производства: карасей, карпов, толстолобиков, амуров, сомов, щук, форелей, осетровых. Очереди к ним выстраивались немаленькие. И было отчего — хозяйства сделали для покупателей скидки до 20 процентов. 

Торговля началась в девять утра. 

Подхожу к первой машине. Людмила Заяц привезла живую рыбу из рыбхоза «Локтыши», что в Ганцевичском районе. Свет неблизкий, только в одну сторону около двухсот километров. И чтобы к утру быть в Минске, из дому приходится выезжать не позже трех ночи. 

Какие расходы несет рыбхоз? В обе стороны автомобиль сжигает около 100 литров солярки плюс по 30 тысяч рублей командировочных водителю и продавцу. Правда, иногда торговать остаются на два дня, и тогда к этой сумме добавляется стоимость двух мест в гостинице, обычно в пределах 250 тысяч рублей.  

Выручка от проданной рыбы с лихвой покрывает все эти затраты. За рейс одна машина привозит в кассу хозяйства до 30 миллионов рублей. Собственных магазинов у рыбхоза нет, но машин, торгующих выращенной продукцией, у рыбхоза «Локтыши» около десятка, они приезжают в Новогрудок, Барановичи, Кореличи и другие большие и малые города. 

Елена и Сергей Сапачи привезли рыбу из «Грицева» Молодечненского района. Карп элитный продавали по 46500 рублей за килограмм, отборный — по 44300, средний — по 33 тысячи, толстолобик — по 30 тысяч. Расстояние от дома до Минска — около 100 километров. Однако, признаются супруги, не в километраже дело. 

У прилавков за живой рыбой очереди

Сегодня они продали около сотни килограммов. По их меркам — немного. Елена замечает, что активнее берут в «зарплатные» дни. Бывало, и по полтонны до обеда реализовывали, а так придется торговать весь день. Что касается расстояний, то вопрос не в них: будет спрос — возить рыбу выгодно даже из другого конца страны. 

У супругов Сапачей собственная изюминка. На каждый вид — карпа, амура, толстолобика, щуку — авторские рецепты их приготовления. А специальные буклеты рассказывают о том, чем полезна прудовая рыба. Это тоже один из способов привлечь внимание к своему товару.

Другие рыбхозы также последовали их примеру, хотя раньше, по словам Елены, ограничивались вывешиванием на прилавках ценников. Супруги считают, что продукт на рынке нужно продвигать, делать хорошую рекламу. Именно этого не хватает рыбхозам. 


«Волма» — одно из немногих хозяйств, которые  продают свою продукцию в переработанном виде. И недорого. Так, филе отборного карпа (мороженого) на акции стоит около 80 тысяч рублей за килограмм. 

Заместитель директора Алексей Метельский замечает, что рыбхоз периодически устраивает скидки. В хозяйстве один цех переработки мощностью более 370 тонн в год. Продукция его представлена во многих столичных магазинах. В немалой степени это способствовало тому, что «Волма» в прошлом году сработала с прибылью. И начало этого года обнадеживает.

kovalev@sb.by

Фото автора и БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?