Отмечаемый завтра День потребителя — и не просто так, а по международной рекомендации — пройдет под эгидой защиты прав пользователей мобильной связи. Казалось бы, от чего защищать? У нас на 100 человек приходится 117 абонентов, многие прибегают к услугам нескольких операторов. Охват мобильной связью как по территории, так и по населению — около 100 процентов. Стандарты внедряем быстрее, чем некоторые соседи. И пока не отказались от регистрации номеров — sim–карту без паспорта не получишь. Вместе с тем кто скажет, что операторы абсолютно не грешат? То ненужная услуга автоматически подключится, то по случайному клику поредеет счет. Подобных обращений и в Минсвязи, и в Минторг хватает.
Первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко поделился наблюдением: большая часть жалоб обычно связана с недостаточной информированностью граждан. Только примерно каждое десятое обращение касается качества услуг. А требования к нему, кстати, скоро ужесточатся. С 3 апреля вступает в силу новая редакция Правил оказания услуг электросвязи. Основное новшество — срок переноса номера от одного оператора к другому не должен будет превышать суток с момента оформления запроса. Трех дней, как теперь, ждать не придется. Операторов обяжут публиковать максимально полную информацию о территории устойчивого покрытия связью. Эти данные на их сайтах должны обновляться не реже, чем раз в квартал. Мгновенно операторы обязаны будут информировать пользователей и об авариях и неполадках. Также в новых правилах прописаны более развернутые требования по обеспечению непосредственно качества связи. Не только голосовой — скорость доступа в интернет, которую обеспечивают мобильные операторы, не должна будет опускаться ниже 70 процентов от заявленной.
Все это, однако, касается технической стороны деятельности операторов. А как быть с рекламной? Не стоит скрывать, что многие изменения в законодательство о рекламе, которые начали действовать минувшим летом, появились с «легкой» руки тех, кто представлял услуги по «0 рублей» за минуту или вообще «бесплатно». А в уголке мелким шрифтом писал, каковы условия на самом деле. Теперь такого вроде бы нет. Но кто–нибудь из трех операторов то и дело предлагает связь «наилучшую», «самую качественную» и «самую надежную». Хотя это прямое нарушение требований Закона «О рекламе». В Минторге обеспокоены и тем, что потребителю не всегда рассказывают, как он может отключить рекламную рассылку операторов. В договорах на подключение обычно есть информация о том, как подключить дополнительные услуги, но не всегда прописано, как от них потом отказаться. Стоит ли из–за этого вносить изменения в законодательство или игроки рынка сами разберутся?
Советская Белоруссия №49 (24432). Суббота, 15 марта 2014 года.