Из подворотни — по воротам

Есть такой тип людей, которые пребывают в тени, но при этом делают чрезвычайно много...

Есть такой тип людей, которые пребывают в тени, но при этом делают чрезвычайно много. Таскают рояль, чтобы другие радовали публику изысканными мелодиями. Журналисты ласково называют подобных рабочими лошадками. Они не стремятся к славе и признанию, а просто в меру своих сил и возможностей пытаются кому–то помочь. Владимир Самусевич — пример в этом смысле показательный. 8 лет назад он создал общественное объединение «Лига детского футбола» и начал регулярно устраивать турниры для детей–сирот. С каждым годом эти праздники становятся все более массовыми и интересными.


— Идея организации, которая каким–то образом помогала бы воспитанникам интернатов и детских домов, у меня зародилась где–то в конце 1990–х, после того, как неизвестные подожгли дом матери — она погибла, — Владимир начал наш разговор без долгих вступлений, сразу и о главном. — Я много думал, откуда растут ноги у всего этого криминала. На глаза попалась жуткая статистика, что только десятая часть детдомовцев находит себя в обычной жизни, остальные становятся преступниками, наркоманами, алкоголиками, бомжами. От таких цифр мороз пошел по коже. Да, возможно, где–то авторы того исследования преувеличили, но проблема тут не на пустом месте — это точно. Многие сироты выходят во взрослую жизнь с расшатанной психикой, не подготовленными к трудностям, без целей. Вот и опускаются, падают. Чтобы как–то поддержать, направить ребят на самом раннем этапе их становления, я и решил создать «Лигу детского футбола». Спорт и физкультура — лучшее лекарство от болезней общества.


— Организация турниров для детей наверняка дело не только хлопотное, но и достаточно затратное...


— Один час аренды футбольного манежа стоит почти 600 тысяч рублей, а ребятам нужно отыграть день. Вот и считайте. Поначалу я все тянул сам, родные подшучивали, что, если не успокоюсь, из дому выгонят. Ну ничего, не выгнали, все трудности пережили. Со временем в организации турниров стали поддерживать управление физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома, федерация футбола. На этот год от АБФФ запланирована помощь на общую сумму более 20 миллионов рублей. Всего будет проведено семь соревнований (начинали мы с двух в год).


— Вас, наверное, часто спрашивают: а зачем вы этим начали заниматься? Приходилось самому себе быть спонсором...


— Знаете, я уже давно мечтаю о футбольной академии, таком спортивно–трудовом городке, куда отбирались бы одаренные пацаны и девочки из детских домов и школ–интернатов. И не только. Представляете, живут все вместе, учатся, тренируются под руководством молодых тренеров, возможно, выпускают свою газету, ведут какое–то подсобное хозяйство. Приезжают селекционеры из разных клубов и берут к себе самых одаренных и перспективных — ребята получают путевку в профессиональный спорт. Сказка? Отнюдь. Один из шагов в этом направлении — детско–юношеский футбольный центр, который открываю этой осенью. Показывал бизнес–план в АБФФ — понравилось. Сейчас хочу обсудить возможность взаимовыгодного сотрудничества с руководством БАТЭ и «Динамо». Идея центра проста: привлечь несколько молодых выпускников БГУФК, арендовать манежи в разных микрорайонах Минска и проводить тренировки два–три раза в неделю по своим методикам. Хочу сделать конкурсный отбор, как при поступлении в университет. Наиболее талантливые ребята пройдут в бесплатные группы, остальные — в платные. Впрочем, чтобы никто не отлынивал от работы над собой, время от времени будем проводить своеобразную футбольную аттестацию: кого–то понижать, кого–то, наоборот, — повышать. Принцип ротации — все по справедливости. Найдется и соревновательная практика.


— Что–то начинать всегда трудно.


— А мне не впервой. В конце 1980–х, когда считалось, что гонять мяч могут только мужчины, я собрал футбольную команду из девочек 11 — 12 лет. Гремели — будь здоров. Вот, например, в августе 1991–го незадолго до путча у нас проходили сборы в «Стайках». Там же тренировалась молодежная сборная СССР. Провели спарринг, моя команда выиграла со счетом 3:0. И это учитывайте, что соперницы были в среднем на три года старше. Выезжали мы и на международные соревнования. Параллельно с женским я стал развивать американский футбол. Дал объявление в газету: мол, так и так — набираются молодые люди для создания команды. Более 500 человек откликнулись, интересовались, что это за вид такой необычный. Проводил серьезный отсев, просматривал, отбирал самых достойных.


— Насколько знаю, вы имеете непосредственное отношение к еще одному оригинальному виду — женскому кикбоксингу.


— Да, эта ниша после развала Союза в стране была свободна. Я рискнул заняться. Примерно тогда же у меня открылся свой спортивный клуб. В общем, все как–то так сложилось в одну мозаику, решил учить девушек махать кулаками.


Вечный новатор Самусевич хочет открыть детскую спортивную газету. («А вы попробуйте сейчас получить, скажем, адреса и телефоны различных секций. Потратите немало времени. Нужно, чтобы подобная информация для родителей была более доступна», — уверен он.) Мечтает основать специальный фонд развития детского футбола. Несколько лет назад зарегистрировал федерацию по перетягиванию каната — организует соревнования. Несколько раз в неделю подтягивает уровень футбольного мастерства у мальчишек, которые в ДЮСШ числятся в отстающих. Интересно, что еще он придумает?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter