Из почты главного редактора

Развейте мои сомнения...

Развейте мои сомнения

Уважаемый гл. редактор!

К моему сожалению, в СМИ, особенно российских, продолжается кампания, утверждающая, что все, что было в советский период нашей истории, плохо, отвратительно, абсурдно и т.д. Сама коммунистическая идея представляется как нечто противоестественное и порочное. Читая Олега Белоусова, его эссе под общим заголовком "Это мой город", убеждаешься, что "СБ", предоставившая ему на своих страницах так много места, солидарна с такими утверждениями. Или не так?.. В одной из своих статей он обиделся на одного из читателей, который не назвал его почтительно "сэр" или "господин", хотя сам, называя целое поколение людей, искренне и самоотверженно пытавшихся построить что-то светлое, этаким снисходительным "совки", считает это нормальным. Поэтому в дальнейшем я буду писать г. Белоусов, что сам я расшифровываю как "гражданин", но для себя Олег Белоусов может читать и как "господин", если ему так больше нравится.

Пишут на эту тему и другие авторы, но г. Белоусов больше всех. Сам я сторонник коммунистической идеи, но не восторженно слепой. Тот вариант воплощения этой идеи в жизнь в нашей стране и у меня вызывает много критики, много было негативного, однако многое можно если не оправдать, то понять и объяснить.

Недавно в "СБ" была напечатана статья о периоде, когда критиковался культ личности. Тогда руководство БССР обратилось в Москву с десятком вопросов, на которые ответа не получило. В статье делается вывод, что если бы такой ответ был, многое было бы понятно и дальнейшее развитие страны пошло бы по-другому, более осознанно и целенаправленно. Так вот и мне сейчас очень хочется ясных ответов на массу вопросов, так как многое из опубликованного таких ясных ответов не дает. Очень хочется понять, что же мы все-таки получили взамен того, что было?

Растут внуки. Внушать им ностальгию о прошлом - неправильно, объяснять, как все замечательно сейчас, когда сам не все понимаешь, - кривить душой. Я искренне пытаюсь все это осознать, но все публикуемое звучит все-таки неубедительно, когда сравниваешь, анализируешь, вспоминаешь. И я не один такой.

Г. Белоусов - глубоко верующий человек, он даже крестился, на всякий случай дважды. Я уважаю искренне верующих людей, оправданны и возводимые многочисленные храмы, поскольку лучше уж иметь свою исторически сложившуюся веру, чем чужую. Сам я, к сожалению, не отношусь к этой категории людей. Мешает много вопросов и противоречий, хотя в трудную минуту иногда и призываешь к Господу перед лицом непонятного и страшного. Но когда сознанием движет страх, когда все принимаешь только на веру, это все же неискренне.

Коммунизм, как и христианство, провозглашает свободу, равенство, братство. Почему воплощение этой идеи возможно только на небесах? Почему г. Белоусов не отказался от этой идеи или религии вообще - ведь были инквизиция, крестовые походы и море крови, пролитое с именем Господа? На пряжках ремней гитлеровских солдат, сжигающих людей заживо, было написано: "С нами Бог". Почему канонизирован Николай II? Ведь были кровавое воскресенье, Ленский расстрел, ссылки и каторги для инакомыслящих. Было бы понятно, если бы канонизировали его семью. Это действительно позорная страница истории. Или жертвы кровавого воскресенья, ведь там были и женщины, и дети. Но за что же сам Николай II? Ведь это он допустил, чтобы, как сейчас пишут, кучка негодяев во главе с Лениным взбунтовала благополучную, процветающую страну. Врут, оказывается, современники Толстой, Чехов, Некрасов, Бунин и другие, писавшие о беспросветной жизни основной массы населения. И моя мать, которая рассказывала, что в их деревне на 150 дворов имелась одна пара сапог, которые надевали по очереди, в основном на свадьбу.

Вызывает сомнение, что эта самая кучка людей с неграмотной, голодной, плохо вооруженной толпой смогла противостоять образованным, благородным, хорошо вооруженным и обученным офицерским частям, которым помогали вся Европа и Азия, да и прямой их (этих стран) интервенции.

Пишут, что большевики развязали гражданскую войну, красный террор, репрессии. Я, как и г. Белоусов, - не историк, я могу ошибаться в деталях; как и всякий нормальный человек, я ненавижу насилие, но ведь пишут в том числе и для меня, и для моих детей и внуков, и я вроде бы должен соглашаться с тем, что пишут, чтобы осмысленно способствовать настоящему. Но когда начинаешь вникать в суть, одолевают сомнения. Ведь были выпущены под честное слово царские генералы, однако, убежав на юг России, подняли там мятеж, затем добровольческая армия, интервенция и т.д. По свидетельству идеологов и руководителей белого движения из того, что я читал (Деникин, Шульгин), террор первыми начали все-таки белогвардейцы. Но жестокость была все же обоюдной, ведь борьба шла насмерть. Были и заговоры, и саботаж, и вредительство. В районе Бобруйска, Жлобина, Рогачева рыскали многочисленные банды, убивавшие, грабившие, пытавшие людей. Члены этих банд и многих других, наверное, тоже впоследствии оказались в лагерях и были расстреляны. А в 1945 году? Что, эсэсовцев, полицейских, власовцев, карателей надо было везти на отдых в Сочи? А их ведь были сотни тысяч... Из публикаций же делаешь вывод, что в лагерях находились одни невинные, благородные граждане. Ведь государство должно было обеспечить безопасность, мирный труд граждан, защиту. Почему же в нынешних странах, избавленных от гнета большевиков, количество заключенных не только не убавилось, но и пишут, что в тюрьмах уже мест не хватает?

Разве не вызывает восхищения тот факт, что разрушенную империалистической и гражданской войнами страну за короткий период превратили в могучую индустриальную державу, которая смогла противостоять гитлеровской военной машине, на которую работала вся Европа, что были ликвидированы неграмотность и беспризорность, созданы все условия для учебы и работы? Моя мать, неграмотная деревенская женщина с ребенком на руках, брошенная продвинутым мужем (стала ему не пара), уехала в Гомель, получила работу, общежитие, затем была направлена на рабфак, затем поступила в институт и в итоге стала заслуженной учительницей.

Кто же создал эту могучую державу? Ведь, по свидетельству прессы, весь лучший генофонд бежал за границу, спасаясь от большевиков. Если выдвигались такие люди, как моя мать, значит, чтобы стать изобретателем, инженером, ученым, совсем не обязательно иметь именитых предков и совсем не обязательно покупать сейчас достойную родословную. Нужны, наверное, условия, способствующие раскрытию таланта, совершенствованию способностей. И такие условия были для всех. Прочитав публикации г. Белоусова, одна читательница пишет: "Знаете, я Вам завидую. Мне 19 лет, и у меня не было такого интересного детства и таких воспоминаний". А вот что пишет сам г. Белоусов

: - Свою первую машину мы купили в 1951 году.

- Когда я был маленьким, ходили мы семьей каждые выходные обедать в рестораны. В те времена мы были небогаты, но все равно такие расходы семейного бюджета не нарушали.

Были затем школа, школьный театр, институт, интересные люди и дела, творческие вечера, интересная работа, и в итоге г. Белоусов стал известным человеком. Неубедительно звучат после этого его слова, что времена были унылые и неинтересные.

В годы войны моя мать с детьми перебралась в деревню, где я провел детские и юношеские годы. В детстве ходить в рестораны мне не довелось - хотя никого за это осуждать не могу... Были война, страх, после войны пришлось попробовать лепешек и блинов из гнилой картошки. Кстати, лепешки эти мы называли "сталинцами", а блины "облигациями", и никто за такую крамолу не пострадал. Вообще, непосредственно на моих глазах были репрессированы только трое воров из нашей деревни, которые воровали свиней, кур и другую живность, обрекая людей на голод. Все они, отсидев положенный срок, вернулись, но сочувствующих им местных жителей не было.

Моя мать работала учительницей, и нам было еще немного легче, моим сверстникам было намного хуже. Но мы все же не роптали, ибо видели, что разрушенная страна делает все возможное, чтобы мы учились и становились людьми. Сразу как выгнали немцев, были открыты школы, библиотеки, появились учебники на белорусском языке, тетради, и если ребенок не ходил в школу - это было ЧП. Мы понимали, что есть хотят все люди: и которые делают тетради и пишут книги, и которые строят дома и выпускают тракторы и т.д.

Когда я поступил в институт в Минске - это была сказка. Народные университеты, где я узнал и Бетховена, и Баха и куда приглашались лучшие исполнители, оркестры, певцы; театры, кино, огромные библиотеки. И все это было доступно мне, жившему в основном на одну стипендию, правда повышенную, да небольшие случайные заработки.

Не видел я и ущемлений по национальному признаку ни на бытовом, ни на государственном уровне. Моей матери в трудную минуту с жильем и с работой помогли добрые люди, евреи по национальности. Во время войны люди соседней деревни по очереди прятали девочку-еврейку, спасая от цивилизованных варваров. Я учился, работал с людьми разных национальностей, бывал во многих странах ныне ближнего зарубежья - никто меня не спрашивал, кто я по национальности, везде были доброжелательные советские люди ("совки" по г. Белоусову).

Основная масса людей, как бы ни старались доказать обратное, верила и партии, и правительству. Иначе чем объяснить, что гитлеровцы, обещавшие уничтожить и большевиков, и колхозы, не нашли понимания у населения. В нашей деревне, насчитывавшей 200 дворов, в услужение к ним пошли только 4 человека. И как ни старались они услужить новым хозяевам, выдавая красноармейцев, вышедших из окружения, комсомольцев (по их доносу расстреляли учительницу), евреев, понесли в конце концов заслуженное наказание: одного расстреляли сами немцы, троих - партизаны. Остальные люди, несмотря на расстрелы (погибло 18 человек, не успевших убежать в лес, когда нагрянули каратели), ушли в партизаны или помогали им, ожидая освобождения и восстановления в том числе и колхозов, ныне так критикуемых. Не все в колхозах было хорошо (о плохом написано много), но ведь в коллективном хозяйстве есть и положительные стороны: возможность обеспечить всеобщую занятость, организовать 8-часовой рабочий день, обеспечить отпуск, замену во время болезни, детские садики и т.д. Конечно, и мне было непонятно, почему был ликвидирован труженик-кулак. Ведь это и альтернатива, и возможность соревнования или конкуренции на каком-то этапе, и совершенствования обеих форм. Однако является ли панацеей только кулак или фермер? Ведь не произошло массовой фермеризации после ликвидации колхозов. Люди, ратующие за фермерство, не бросились поднимать сельское хозяйство, а в основном призывают, чтобы это сделал кто-то другой.

О том, что люди верили власти, говорит и тот факт, что они поверили главному перестройщику, который клялся, что социализму в СССР альтернативы не будет, и были обмануты.

Понятно желание г. Белоусова жить здесь и сейчас, но ведь этого хотят и учитель, и пенсионер, и рабочий. Почему они должны ждать благотворительности и довольствоваться остатками с чьего-то стола? Разве труд и сейчас, и в прошлом хуже или легче, чем способность прихватить и присвоить то, что принадлежало всем или создано Господом? За какие заслуги перед обществом или Отечеством имеют миллионы или миллиарды горбачевы, потанины, гусинские и т.д.? Почему не стал миллионером академик Амосов, не менее заслуженный, чем Пугачева или Черномырдин?

Когда начинаешь осмысливать произошедшее, невольно напрашивается крамольный вопрос: а коммунисты ли вершили беззакония, репрессии и т.д.? Ведь ни в Конституции, ни в манифесте, ни в программе партии не были записаны положения, позволяющие делать все это. Да и главные нарушители наказывались. Создается впечатление, что, уничтожив большинство настоящих коммунистов репрессиями, на войне (ведь то, что лозунг "Коммунисты, вперед!" был, вряд ли кто будет оспаривать), к власти постепенно пришли люди, до поры скрывавшие свои истинные убеждения, а при случае всячески дискредитируя и идею, и власть Советов. Они-то и совершили перестройку. Побросав партийные билеты, навесив на шеи крестики, пользуются льготами, предоставленными им за удачно сыгранную роль.

Почему в мире, по данным ООН, ежегодно умирает от голода несколько миллионов человек? И происходит это не в соцстранах, а в странах, находящихся в зоне интересов США. И пока они в этой зоне находятся, они, по-моему, будут вечно развивающимися. Такой вечно развивающейся страной хотят сделать и Россию. Я пишу о России потому, что результаты перестройки там особенно показательны, потому, что в недалеком прошлом Москва - наша общая столица, да и в настоящее время еще трудно поверить, что это заграница, а в будущем мы стремимся к объединению.

Появляются заборы, железные двери, газовые баллончики, запросто дверь прохожему уже не откроют. Самое расхожее выражение сейчас: "Это твои проблемы". Наверное, это правильно, что человек должен рассчитывать в основном только на себя, работать и локтями, и ногами, чтобы расчистить себе место в жизни, но тогда при чем здесь братья и сестры, христианство, гуманизм и т.д.? Ведь обеспечить себе хорошее место по ту сторону бытия может не только тот, кто соблюдает все заповеди, но, оказывается, и тот, кто неплохо прожил на земле, нарушая эти заповеди. Он просто может купить себе это место. Какая роль государства во всем этом? Правильны призывы жить по закону. Но почему законы, принятые Хакамадой и Немцовым, надо соблюдать, а советские - нет? Почему те, кто не соблюдал вторые, герой?

И самое неоспоримое благо - это свобода слова. Правда, ругать на всю страну тех, кого скажут, могут только некоторые (Сванидзе, Леонтьев, Познер, Доренко и др.). Остальные хоть и могут ругать кого угодно не только на кухне (как раньше), но и на улице и в автобусе, пробиться на ТВ или в газету не смогут, если это не позиция издания, вернее, его хозяина.

Как оценивать все это? Как издержки переходного периода или это неизбежные спутники свободного демократического общества? Если это первое, то где тот существующий или мифический идеал, к которому в итоге должны прийти? Создается впечатление, что идеала в России уже достигли. Люди уже довольно равнодушно воспринимают окружающее. Те, кто гневно обличал прошлое и переживал за невинно пострадавших, довольно спокойно воспринимают сообщение о том, что только в Москве за непродолжительный холодный период погибло 300 бездомных и много покалечено, что где-то осуществлено очередное заказное убийство, что где-то в "горячей точке" сложили головы несколько российских парней. Обращение к правительству некоторых неравнодушных граждан сделать что-то для несчастных бомжей расценивается как популизм.

По оценкам некоторых ученых, достигнуть доперестроечного уровня по социально-экономическим показателям Россия сможет только лет через 40. Так ради какого светлого будущего стоит жертвовать целым поколением, а то и не одним, россиян? Что ожидает Россию, когда оскудеют запасы нефти, газа и др.? Сможет ли она построить светлое будущее с толпами бомжей, беспризорников, барахольщиков, именуемых малыми бизнесменами? Тем более что мозги и деньги утекают за границу. Ведь она (Россия) не сможет жить за счет развивающихся стран, как США и др., все уже поделено. Беларусь благодаря нашему Президенту еще сопротивляется, еще не достигла такого уровня. Но ведь задействованы могучие международные силы, чтобы и ее призвать к "порядку".

В том, что мое сочинение увидит свет, я сильно сомневаюсь. Однако уж очень хочется, чтобы кто-то развеял мои сомнения. Тревога за будущее внуков - весь смысл жизни. Хочется хоть что-то толковое посоветовать им, чтобы загладить вину перед детьми, которых воспитывал в духе человеколюбия, гуманизма, ответственности перед обществом. Однако эти ценности благополучия ныне не приносят. Я и так сомневаюсь, какого литературного героя порекомендовать внукам в качестве примера для подражания: Павку Корчагина или Сашу Белова из лучшего (по определению критики) российского сериала "Бригада".

 

КАЛИНИН А.



Комментарий главного редактора

Прошу вас, уважаемые читатели, ответить А.Н.Калинину. Приглашаем к серьезному разговору.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter