Актер и музыкант Александр Дьяченко об отношении к молодежи, киношных перспективах и новых ролях

Из племени мечтателей

После роли братьев-близнецов Дмитрия и Константина Громовых в проекте «Брат-2» Дьяченко гигантскими шагами ворвался в российский кинематограф, и с тех пор трудолюбивый актер выпускает сразу по несколько картин в год. При этом львиную долю своего времени он отдает написанию музыки и своей любимой группе ANTIGO.


ИЗ ДОСЬЕ

Александр Дьяченко

Родился: 12 июня 1965 года в Ленинграде.

Образование: окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) имени В. И. Ульянова (Ленина); актерскую школу Act One of Chicago.

Семья: не женат.

Карьера: российский актер театра и кино, музыкант. Долгое время играл в чикагском театре, снимался в американском и индийском кино. Известен по ролям в картинах «Брат-2», «Брак по завещанию», «Леший», «Грозный», «Мажор», «Осколки» и другим.

Кто бы мог подумать, что выпускник Ленинградского электротехнического института станет известным миллионам зрителей актером театра и кино. Первые актерские пробы Александр прошел у Владимира Попова в картине «Защитник». Именно тогда молодой человек понял, что хочет связать свою жизнь с кино, но исполнение мечты растянулось на долгие годы. Сейчас в копилке актера около 70 киноработ.

О кино

Кадр из сериала «Жена олигарха».
— Александр Станисла­вович, как вы относитесь к своему персонажу в новом сериале «Жена олигарха»?

— Когда работал над образом, относился с вниманием, которого достоин «привлекательный негодяй». Когда съемки завершены, мое отношение к нему не оторвать и от приятных воспоминаний о работе в замечательном коллективе.

— Чем вы обычно руководствуетесь, соглашаясь на ту или иную роль?

— Уверен, я не оригинален в этом. Как и всем актерам, мне в первую очередь хочется знать, в чем работать, то есть качество материала, и с кем работать — продюсерская группа и актерский состав. Остальные составляющие — где, за какие деньги и когда — для меня уже факторы сопутствующие и второстепенные.

— Что для вас значит быть актером, какую миссию вы вкладываете в эту профессию? Дворник наводит чистоту, слесарь-ремонтник чинит, учитель учит, а вы?

— Навожу чистоту, чиню и учу. Только все это в приложении к душам человеческим. Звучит, наверное, несколько высокопарно, но смысл любого творчества, как мне видится, именно в этом — поднимать души людям. Пусть ненадолго, но отрывать их ножки от грешной земли, уводить за собой в сказку, навстречу надежде, вдохновлять и заполнять сердце теплом.

— Из чего состоит успех фильма? Влияют ли на него отношения актеров на площадке?

— Успех фильма, как и любой другой успех, зависит от коллективного таланта создателей. Должно совпасть так много всевозможных составляющих. Этот вопрос лучше задать продюсерам, в редких случаях сейчас режиссерам. По своему опыту могу сказать, что удивительным образом атмосфера на площадке очень косвенно влияет на успех картины. Бывали случаи, когда атмосфера была самой волшебной, даже идиллической, а картина не становилась успешной. Случалось и все абсолютно наоборот — напряженная, нервозная обстановка на площадке, а на выходе кино — шедевр.

— На какие «подвиги» готовы пойти, готовясь к роли?

— Лучше без подвигов. Уверен, меня в этом поддержат коллеги. А все остальное, как, например, похудеть или пополнеть, покраситься, постричься, отрастить волосы, выучить текст на чужом языке, побегать, поплавать, пострелять и так далее, — это обычные элементы профессии и подвигами не являются. Хотя полететь для роли в космос — вполне себе подвиг. Преклоняюсь.

— Пригодилось ли вам ваше спортивное прошлое в актерской карьере?

— Когда-то хотелось делать все самому. Были азарт и желание доказать что-то. Наверное, себе в первую очередь. Сейчас я безоговорочно отдаю весь успех трюков на откуп каскадерам. Во-первых, они всегда профессиональнее, всегда подготовленнее и зачастую точнее отрабатывают поставленные задачи. Именно в их деле, как ни в каком другом, лучше обойтись без подвигов. Особенно подвигов актерских. У меня была возможность не раз в этом убедиться. Уважаю этих людей. Они — особая каста.

— В 2016 году в Америке в картине Донована Марша «Хантер Киллер» вы сыграли российского президента. Каково вам было в этой роли? Вы играли кого-то конкретного или это был собирательный образ? Какие черты характера президента вы старались транслировать через персонаж зрителю?

— В «Хантер Киллере» работалось очень комфортно. Во всех смыслах. И материал был неплохой, и актерская группа превосходная, и условия проживания, и организации съемок. Для моего героя ничего необычного придумывать не требовалось. Задача была понятная: сыграть президента в критической для его карьеры и страны ситуации, когда им движет лишь одно стремление — защитить и обезопасить свою страну. И стремление это у моего президента было искренним, оно не было отягощено никакими сюжетными сложностями. Поэтому, на мой взгляд, образ получился немного «выставочным». К тому же не все из отснятого материала вошло в финальный монтаж. Но я прекрасно понимал, что сам жанр этого кино не подразумевал зажирнения акцента на моем герое. Поэтому лепил свой образ из того, что было, — ответственность, искренность и воля к победе. (Улыбается.)

— Расскажите, чем отличается кинематограф российский от американского? Как там организован процесс съемок, подготовки артиста к роли, работа на съемочной площадке?

— Ключевое слово — «организация». Организация производства фильмов для международного проката там происходит совсем с другими бюджетами. Денег больше — больше ответственности и значительно тщательнее процесс подготовки: начиная с кастинга и заканчивая количеством рабочих на площадке. Что же касается уровня профессионализма, то мы не уступаем им практически ни в чем. А иногда, когда «голь на выдумку хитра», даже превосходим.

— Почему их фильмы так часто становятся лидерами проката?

— Я думаю, причина в том, что у них есть сценарная школа. И что важнее — сценаристов больше значительно. Причем сценаристов, которые активно работают в разных жанрах. Я уверен, что не обижу никого своим откровением, это давно уже ни для кого не секрет. Но я с радостью замечаю, что появление новых цифровых платформ у нас начинает заметно менять общую картину — все больше появляется сериалов с явно посвежевшим содержанием. Если так пойдет и дальше, то совсем скоро мы сможем здорово подтянуться и быть не ­хуже их.

О музыке

«Актер и музыкант во мне состоят друг из друга. Чтобы их разделить, меня нужно разрезать пополам».
— Вы много времени посвящаете музыке. Кого в вас больше — музыканта или актера? Для того чтобы вжиться в роль, достаточно таланта, а чтобы написать музыку, нужно вдохновение. Откуда черпаете вдохновение?

— Недавно гулял по Москве с музыкой в ушах. Услышал фразу у Cold play «Мы состоим друг из друга». Понравилось. Так же и со мной. Актер и музыкант во мне состоят друг из друга. Чтобы их разделить, меня нужно разрезать пополам. А вдохновение вокруг! Оно в небе, в людях и событиях, в запахах и музыке и, конечно, в инструменте. Я не имею права называть себя гитаристом, но гитара — это инструмент, который резонирует с моим вдохновением и дарит мне мои мелодии. Это происходит всегда в тишине и по ощущению это как побег в мир очищенного сознания. Голова должна быть отключена полностью.

— Однажды свою группу ANTIGO вы назвали «проектом вакханалии жанров». Почему? Не можете выбрать что-то одно? Или хотите нравиться всем — кто слушает и электророк, и баллады, и фанк, и синти?

— «Вакханалия жанров» случилась сама собой. Просто хотелось пробовать разное, сотрудничать и напитываться от разных людей — музыкантов с разными умениями. Что же касается «желания нравиться», то это естественная потребность большинства творческих людей на начальном этапе их карьеры. Со временем это проходит у большинства. Сейчас мне важнее просто заниматься этим, жить в мире звука и мелодий. Процесс создания нового трека и есть главная радость. Я стараюсь по возможности начать работу над новым треком сразу, как заканчиваю полировку предыдущего. Мне важно, чтобы каждая нота была сыграна и звучала так, как я это слышу в своей голове. В этом смысле я, конечно, жуткий зануда-­перфекционист, и очень мучаю этим своих друзей.

— Для вас как для музыканта важнее творить, работать над созданием музыки или знакомить с ней публику, давать концерты?

— То, как сложится судьба моих песен и как много людей их услышит, мне, безусловно, не безразлично, но в этом нет самоцели. Я объективно оцениваю коммерческие перспективы своей музыки и отдаю себе отчет в том, что у нее нет шансов в конкуренции с сегодняшним модняком. Да и способы раскрутки сегодня мне неведомы. Поэтому я радуюсь тому небольшому количеству слушателей, что есть у меня в Instagram, и продолжаю наслаждаться этим очень любимым делом для них и для себя. А концерты… Хотел бы, конечно. Не уверен, правда, что смогу собрать даже небольшой зал. Хотя сыграть в компании классных музыкантов для добрых друзей и близких было бы, наверное, здорово. Займусь этим.

О главном

— Какие события, люди, черты вашего характера привели вас к тому статусу, который имеете?

— Я мечтатель. Мечтал и мечтаю сверх нормы. А когда мечта навязчивая и искренняя, то это уже молитва. Меня услышали. Думаю, все дело в этом. «Просите, и дано будет вам». Я искренне не считаю, что имею какой-то особенный статус. Тот факт, что мне посчастливилось стать узнаваемым после моих телевизионных ролей, — это не более чем условности профессии. Мне приятно видеть улыбки и симпатию в глазах проходящих мимо людей. Это всегда приятно. И это дорогого стоит. Но для себя я знаю, что эту симпатию и доброе к себе отношение нужно постоянно отрабатывать. И постоянно доказывать, что ты этого достоин. В этом смысле в мою жизнь очень свое­временно пришел театр. Каждый выход на сцену для меня сейчас — это способ отблагодарить зрителей за тепло, которое я получаю от них уже много лет. Спектакль, который мы играем с моей блистательной парт­нершей Ксенией Лавровой­Глинкой, называется «На одном дыхании». Мы много ездим с этим спектаклем. Надеюсь, сможем его показать во всех городах и весях нашей страны, и не только.

— Оглядываясь назад, есть что-то в вашей жизни, о чем вы сожалеете или особенно гордитесь?

— У меня есть две большие корзины, которые насобирал за жизнь. Прожитые дни, как яблоки, разложены по кучкам. И кучка сожалений значительно больше, чем кучка гордостей. Но я благодарен судьбе за каждое из этих яблок. Не было бы сожалений, не было бы и гордостей. Могу поделиться одной из моих гордостей: у меня есть любимая профессия и есть привилегия зарабатывать себе на жизнь честным трудом, никого для этого не обманывая, и при этом спокойно спать по ночам.

— Вы современный человек? Как относитесь к реалиям настоящего времени, популярным установкам, например, таким как «никто о тебе не позаботится, если ты сам о себе не позаботишься», «думай только о себе» и другим?

— Современный? Не думаю. Выражаясь «современным» языком, я в теме. Но по меркам юного поколения я, конечно же, редкостная «консерва». Я не знаю того, что знают «ультрамодные». Они не знают того, что знаю я. Мы заполнены разным контентом. У нас разное понимание норм морали. И мы в этом смысле разнонаправлены. Для них круто рушить ту мораль, на которой рос я, а мне не круто видеть то, как они стреляют из пушки по воробьям ради минутного хайпа. По всем законам природы будущее — в руках молодых. Дай Бог, чтобы у них получилось.

— О чем мечтает в настоящий момент актер Александр Дьяченко?

— Мечтается о том, чтобы еще долго у меня была возможность заниматься своим делом и получать от этого удовольствие. Чтобы ни политика, ни пандемии, ни другие форс-мажорные недоразумения не помешали этому.

Беседовала Марина Дорошева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter