Из мира тишины в мир звуков

В РНПЦ оториноларингологии впервые имплантировали гибридное «ухо»

Операцию по имплантации гибридного устройства впервые провели в РНПЦ оториноларингологии

Наши современники чаще страдают от избытка звуков, а не от их отсутствия. Шумит транспорт, гремит музыка, в квартирах гудят электроприборы. Одним словом, цивилизация почти напрочь исключила тишину из нашей жизни. Но есть среди нас и те, кто и хотел бы слышать и различать такое изобилие звуков, но… Не дано?

Допустим, немолодой человек по какой-то причине теряет слух. Иногда можно замедлить этот процесс, иногда подкорректировать уходящую способность специальными устройствами. Если взрослый перестает слышать вообще, у него остается коммуникативная память, сформированные речевые центры. Ему проще.

— Гораздо сложнее ребенку, особенно тому, у которого проблемы со слухом с момента рождения, — говорит Жанна Курак, заместитель директора Республиканского научно-практического центра оториноларингологии по организационно-методической работе. — Ведь слуховое и общее умственное развитие тесно связаны: если ребенок не слышит, нужные центры его мозга не получают информации. Как они могут нормально развиваться? Следствие — страдают интеллект и речь.

У слуха есть еще две важные задачи: предупреждать об опасности и объединять людей. Благодаря этому, «социальному», органу чувств, к примеру, у новорожденного уже через 48 часов отмечается превосходная реакция на голос матери. Опять-таки, если ребенок слышит… А если нет? То и у таких детей есть шанс. С 2000 года в Беларуси проводятся операции по кохлеарной имплантации. За десять лет эти миниатюрные устройства и профессионализм отохирургов позволили услышать мир 211 пациентам, среди которых большая часть дети.

— За последние три года при лечении тугоухости и глухоты мы все чаще стали прибегать именно к кохлеарной имплантации, — рассказывает Людмила Макарина-Кибак, директор РНПЦ оториноларингологии. – С каждым годом на закупку имплантов государство выделяет все больше средств, поэтому очередей на такую операцию у нас нет. Например, за 2009 год мы провели 53 имплантации, а за 9 месяцев нынешнего – полсотни.

Сегодня в мире кохлеарная имплантация считается вершиной в лечении тяжелой степени тугоухости или полной глухоты. И буквально несколько дней назад в РНПЦ оториноларингологии спектр таких операций стал еще шире. Здесь впервые в стране провели операцию по имплантации системы электроакустической стимуляции, которая представляет гибрид кохлеарного импланта и слухового аппарата. После реабилитации и настройки пациентка с полной потерей слуха, девушка 18 лет, сможет слышать до 90 процентов того, что слышим мы. Особенность «гибрида» — сочетание в себе кохлеарного импланта, который отвечает за высокие частоты, и слухового аппарата, корректирующего звуки низкой частоты.

— Нынешняя неделя ознаменовалась в нашем центре еще одним событием, — говорит Жанна Курак. – Двум деткам установили импланты среднего уха. То есть сейчас появилась возможность хирургического лечения пациентов с нейросенсорными нарушениями слуха, начиная со средней степени тяжести. Но принципиально важно понимать, что кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а комплексный метод реабилитации, над которой трудится целая команда специалистов: аудиологи, отохирурги, сурдопедагоги, психологи, инженеры, физиологи. Неправда, что через два месяца после операции ребенок с врожденной глухотой будет говорить, как и его слышащие сверстники. Реабилитация может быть эффективной только при условии соблюдения всех необходимых для этого рекомендаций. Для успешного лечения много значит, например, уровень развития речи на момент наступления глухоты. Если она врожденная и тотальная, оптимальный результат может быть достигнут при максимально раннем выявлении, диагностике и начале слуховой реабилитации.

Сегодня в Беларуси из тысячи новорожденных один ребенок – глухой. А в регистр детей с теми или иными нарушениями слуха внесено 3175 детей. Как уверяют специалисты, нельзя терять ни дня с момента, когда у ребенка замечены проблемы со слухом, ведь наиболее благоприятный период для овладения языком от 7—12 месяцев до 3,5—4 лет. А в идеале ребенок должен быть правильно слухопротезирован в возрасте до 6 месяцев.

— К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок носит слуховой аппарат в детском саду только на занятиях с педагогом или «до обеда», — говорит Людмила Макарина-Кибак. — Дома родители не сознают важности постоянного слушания, поэтому тоже часто позволяют ему снимать устройство. «Он не хочет. Он все равно не слышит», — говорят они. И очень ошибаются. При такой ситуации ребенок в обычной жизни не пользуется своими слуховыми возможностями, его слуховые центры не развиваются. И даже после имплантации кохлеарного устройства и включения его процессора родителям нужно 2—3 месяца ежеминутно трудиться: привлекать внимание и вызывать интерес ребенка к окружающим звукам, чтобы он начал спонтанно реагировать на них и узнавать.

Все, кто имеет отношение к проблемам нарушения слуха, резонно замечают: в наше время глухонемых быть не должно. Сегодня немало методов, которые позволяют добиваться поразительных результатов коррекции слуха. И белорусам в поисках их, к счастью, вовсе не обязательно выезжать за пределы своей страны.

-----------------------------------

Кстати

Специалисты установили, что причинами нарушения слуха у детей могут стать: биологические, химические, психические факторы, наследственность, возраст родителей, внутриутробное инфицирование и перинатальное повреждение структур слухового анализатора, алкоголь, никотин, наркотики.

-----------------------------------

На снимке: врач-оториноларинголог Екатерина КУКСА и ее пациент 7-летний Давид.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter