Из истории вырвали страницу

То, что произошло в Могилевском районе, историки называют вандализмом...

То, что произошло в Могилевском районе, историки называют вандализмом. Но ответственности за случившееся никто не понесет. Потому что формально можно вести речь о наведении порядка на земле. Но только формально.


Больше года назад наша газета рассказывала («Статус имеет значение», 3.04.2012 г.) о незавидной участи, постигшей почтовую станцию, находившуюся в деревне Новоселки Могилевского района. Отмечалось, что постройке XIX века просто не повезло. В отличие от такого же здания, расположенного буквально в нескольких десятках километров в деревне Фойно, оказалась не внесена в список памятников истории и культуры. Потому и приходила в упадок.


Когда заглянул туда в прошлом году, с грустью констатировал: на бывшую почтовую станцию без слез смотреть нельзя. Это был жилой дом на три квартиры, напоминавший барак. Жильцы затягивали окна пленкой — иначе из–за стужи зимой в комнатах невозможно было находиться. Текла крыша, в стенах высыпался кирпич. Люди, живущие в убогих условиях, ждали нового жилья. Но вместе с тем грудью вставали на защиту истории. Как–то к ним приехали желающие приобрести сохранившийся литой козырек над подъездом. Мол, «закройте глаза, а мы вас отблагодарим». И сумму назвали вполне приличную. Но жильцы гордо отказались: реликвией не торгуем.


Да, здание с точки зрения удобств для проживания было никаким. Но вместе с тем до самого конца оставалось живым: стояло на родном фундаменте, под крышей. И реставраторам, появись они здесь, пришлось бы приложить не так много сил, чтобы восстановить постройку, сохранить ее для потомков.


Увы, о восстановлении сегодня речь даже теоретически вести не приходится. Старинное здание снесено до основания — бульдозером. На месте, где еще недавно стояло, осталось лишь пятно бывшей застройки. Усеянное осколками кирпича, выпущенного каким–то заводиком в позапрошлом столетии. И все... Неизвестно, куда делось старинное литье. С дверью же в подъезд, думаю, особо не церемонились. Ну сделана она в XIX веке. И что, кого это волнует? Неновая ведь, да еще немного разбитая...


Посмотреть на остатки старинного здания приехал вместе с историком Игорем Марзалюком, который возмущения увиденным не скрывал:


— Это ужасно. Кому и зачем понадобилось сносить старинное здание? Аналогичных, в конце концов, в стране и так немного. Теперь стало еще меньше. Мы порой воссоздаем утраченные памятники по чертежам. Фактически выстраиваем новоделы. А здесь была нормальная старинная постройка. Доведи ее до ума и показывай туристам. Не захотели этого делать. Просто вот так, походя, из истории XIX века взяли и вырвали страницу. Не удивлюсь, если вскоре на месте почтовой станции появится какое–нибудь кафе из пластика. И будет обиднее вдвойне — когда увидишь, ради чего снесли старую постройку...


Зачем было сносить? Спросил об этом у заместителя председателя Могилевского райисполкома Сергея Артемчика. Сергей Владимирович рассказывает, что хотя здание и находилось на территории района, району не принадлежало. Стояло, разваливалось. Местная власть пыталась найти инвестора, которому можно было бы передать постройку для последующего восстановления — не получилось. Ну а то, что снесли, — так ведь памятником истории и культуры не числилось. Впрочем, эмоций Артемчик не скрывает:


— Обидно, что так произошло. Но уже ничего не поделаешь. Остались только воспоминания. Здания нет. Хотя можно увидеть и другие, находящиеся в худшем состоянии, — их пока не сносят.


С землей почтовую станцию сровняли работники дорожно–эксплуатационного управления № 71 предприятия «Могилевавтодор». Почему? Генеральный директор «Могилевавтодора» Анатолий Лопатин сослался на распоряжение, полученное из вышестоящей организации — департамента «Белавтодор». А приказы, как говорится, не обсуждают — их выполняют.


Рассказал о случившемся начальнику управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорю Чернявскому. В ответ услышал:


— Год назад, после вашей публикации, и мы в набат били — письма в различные структуры писали, хотели спасти здание. Как видим, не получилось. Вполне возможно, почтовая станция — лишь первая ласточка. За последнее время у нас кардинально изменилось отношение к историческому наследию. Не единичны случаи, когда местная власть любыми способами пытается отделаться даже от зданий, занесенных в перечень памятников истории. Причем частенько речь идет об их сносе. Понятно, любой памятник требует затрат — на восстановление, содержание. А нет объекта — нет и проблемы. Если все будет продолжаться, как сейчас, то максимум через 5 лет мы безвозвратно потеряем многое из сохраненного.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №129 (24266). Вторник, 16 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter