Из детсада в академики

Исследователей и инноваторов нужно формировать уже с раннего возраста, а талантливую молодежь не оставлять наедине с насущными проблемами

Исследователей и инноваторов нужно формировать уже с раннего возраста, а талантливую молодежь не оставлять наедине с насущными проблемами

По словам министра образования Сергея Маскевича, система образования страны должна выйти на качественно новый уровень. Эта и другие темы стали предметом обсуждения в ходе выездной коллегии министерства «О развитии исследовательской и инновационной деятельности учащейся и студенческой молодежи».

Уже сегодня разработки молодых белорусов пользуются достаточно широким спросом у тех предпринимателей, которые умеют чувствовать выгоду и заинтересованы в модернизации производственного процесса. Как отметил первый заместитель министра образования Александр Жук, именно сейчас важно не упустить момент и активно направлять исследовательскую деятельность ребят на решение проблем экономики. Кому как не молодым лучше видны перспективы?

Молодой, да ранний

Ассистенту кафедры технологии стекла и керамики Белорусского государственного технологического университета Михаилу Дяденко всего 29 лет. В свои годы он уже кандидат технических наук, а разработанная им и его коллегами технология производства стекол, предназначенных для получения волоконно-оптических изделий, внедрена на заводе “Оптик” в Лиде.

Как утверждает Михаил Дяденко, если задаться целью и иметь желание, то любое изобретение можно внедрить и разрекламировать.

— Как мне кажется, перед тем как начать что-то делать, сначала нужно исследовать потребности рынка — нужна ли твоя разработка, найдет ли она практическое применение, — считает молодой человек. — Научно-технический прогресс не стоит на месте, всегда есть сферы, где можно применить знания и талант.

У хорошей хозяйки все в дело идет

И в самом деле, государство на данный момент проявляет серьезную заинтересованность в том, чтобы ни одна ценная идея, исходящая от молодежи, не пропала даром и не “утекла” за рубеж. В связи с этим намечается масштабная “корректировка” всей системы образования. Например, Республиканский дом учащихся и работников учреждений профессионального образования будет преобразован в настоящую экспериментальную площадку, место проведения различных молодежных форумов. А вместо работающих сейчас кружков появятся творческие проектно-экспериментальные лаборатории. Возрастает роль и центров технического творчества, которые отныне рассматриваются как своего рода “инкубаторы” технических гениев.

— По сути дела, центры технического творчества молодежи — это уже готовая база абитуриентов технических университетов страны, готовые изобретатели, — говорит Александр Жук. —  К слову, и сегодня бывших юных техников можно встретить на различных должностях — от директоров институтов до руководителей крупных предприятий. Мы должны лучше использовать их потенциал.

Вузам нужно подтянуться

— Есть еще одна проблема, — говорит Александр Жук. — Сейчас на всех уровнях образования сформирована система выявления, отбора и вовлечения в научную деятельность талантливых ребят. Одним из важнейших ее элементов является деятельность специального Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов. Создана даже специальная база данных этих молодых людей, цель которой проста — обеспечить эффективное использование интеллектуального потенциала, помочь в профессиональном становлении. На данный момент в вузах страны обучается более тысячи студентов и более трехсот аспирантов из их числа. Между тем в некоторых вузах руководство не имеет понятия, сколько таких ребят обучается у них на первом курсе. Возникает вопрос: а как же тогда реализуются права такой молодежи, определенные указом Президента? Доходит до того, что кое-где от них и вовсе стараются избавиться как от конкурентов, предлагая самостоятельно искать даже место работы. В частности, в Гомельском университете имени Скорины одной из лучших студенток, внесенной в республиканский банк данных и окончившей вуз с красным дипломом, со знанием двух иностранных языков, активно занимающейся научно-исследовательской работой, не предоставили ни куратора, ни рекомендаций на место работы. В итоге девушка самостоятельно поступила в учебное заведение в Бельгии, и хорошо, если она вернется на родину! Руководству учебных заведений нужно мыслить по-государственному и больше внимания уделять перспективным ребятам. Если, конечно, мы не хотим их потерять.

Детский сад как бизнес-инкубатор

На данный момент в стране разрабатывается система сопровождения таланта, если так можно выразиться, “от горшка до рабочего места”.  Воспитывать будущих изобретателей с детского садика? Почему бы и нет! Ученые утверждают, что наиболее креативными и открытыми для творчества являются именно малыши. Пока что подобный опыт работы есть только в Минской, Могилевской и Витебской областях. Как считает Александр Жук, его можно и нужно переносить на всю страну  в целом.  Конечно, потребуются серьезная работа с педагогами, их переподготовка и издание специальной методической литературы по работе с детьми в этом направлении. Но, как говорится, игра стоит свеч.

— С каждым днем становится все более очевидным, что творческие способности, умения и навыки исследовательского поиска и работы с инновациями требуются не только тем, чья жизнедеятельность связана с научной и конструкторской работой, — констатировал Александр Жук. — Сейчас они необходимы каждому человеку, работнику любого уровня в любой сфере, и задача системы образования — дать детям и молодежи возможность творить и изобретать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter