Из декрета на пьедестал

Волейболистки брестского «Прибужья» выиграли «золото» чемпионата страны!

Это, конечно, не сход Земли с небесной орбиты, но для тесного волейбольного мирка Беларуси сенсация та еще: волейболистки брестского «Прибужья» выиграли «золото» чемпионата страны! Причем как?! Стильно! Резво! Уверенно! Изящно и красиво! Вот она, казалось бы, радость и перспектива развития! Волейбольное «золото» прибыло в Брест спустя 11 лет, когда эта же команда, которая в ту пору носила название «Ковровщик», так же лихо разбиралась с соперницами. Но нет. Все идет к тому, что «Прибужье» может разделить судьбу своего предшественника. А именно — прекратить свое существование.

 


— У вас и офиса нет? — удивляюсь я, обращаясь к Валерию Заровскому, который 20 лет назад стоял у истоков создания «Ковровщика», а сегодня пытается спасти от удушья еще одно свое детище — клуб «Прибужье». — Для чемпионов страны это довольно странно...


Валерий Анатольевич разводит руками:


— Есть помещение на «Брестсельмаше». Там у нас вся документация, призы, кубки. В прошлом году даже принтер купили! Но назвать это офисом в полном смысле, конечно, нельзя...


Это не единственный сюрприз «Прибужья». Команда оказалась поистине удивительной! Несколько прошлых лет она играла без особого блеска, по большому счету, ничего из себя не представляя. При том, что брестская волейбольная школа исправно работала, но за неимением финансовых возможностей поставляла кадры в другие клубы. И тут вдруг такой прорыв! Как выяснилось, пять мамочек из числа воспитанниц клуба, родив, вернулись к родным пенатам и решили помочь команде, сделав это столь блестяще, что сомнений в превосходстве «Прибужья» не осталось ни у кого. Заметим, что играла команда в долг: зарплаты в клубе не видели с октября, но никто не ныл и не жаловался — в клубе продолжали делать свое дело, и вы сами теперь знаете, с какой сумасшедшей отдачей!


Еще одним творцом победы стал, безусловно, главный тренер Петр Хилько. Опытный наставник сумел сплотить команду и поставить ей чемпионскую игру. Важный момент, что и Петр Иванович в Бресте человек совсем не чужой, а свой плоть от плоти. Неудивительно, что «Прибужье» совершило настоящий подвиг, без всякого материального стимула сдвинув с первой строчки пьедестала своих более опытных и финансово обеспеченных конкурентов!


В 1/4 финала плей–офф «Прибужье» разгромило со счетом 3:0 «Олимпию» из Минской области. В полуфинале девушки Петра Хилько и Валерия Заровского были сильнее мозырской «Жемчужины–Полесье» — 3:1. Финал против «Минчанки» брестская команда начала тяжело. «Прибужье» проиграло первый матч финальной серии, было близко к поражению и во втором поединке, уступая по его ходу — 0:2, однако команда смогла переломить ход как второго матча серии (выиграв его 3:2), так и всего сражения. На площадке дворца спорта «Виктория» хозяйки не дали «Минчанке» ни единого шанса, выиграв оба поединка сверхубедительно — оба раза по 3:0.


Яркая и насыщенная победа, за которой, как оказалось, стоит много проблем и которая рискует стать последней.


Терпение и труд


Справка «СБ»


Петр Хилько. Стоял у истоков суверенного брестского волейбола, один из создателей мужской команды «Западный Буг». Известен по работе в России и Азербайджане с такими клубами, как «Автодор–Метар», «Казаночка», «Стинол», «Надежда», «Игтисадчи» и «Локомотив» (участник Лиги чемпионов). С лета 2013 года — главный тренер «Прибужья».


— Петр Иванович, какими коврижками вас заманили в Брест?


— Жизнь так сложилась. Кто бы что ни говорил, а легионерский хлеб совсем не сладок. Наездился, накатался. К тому же — семейные обстоятельства. Сын подрастает, нужен присмотр. В общем, на семейном совете постановили, что как минимум один сезон побуду в Бресте. А чтобы не терять квалификацию, по согласию с Валерием Заровским, с которым давно знакомы, решили, что буду работать в «Прибужье». А то Валерий Анатольевич в одиночку буквально разрывался — и тренировочный процесс вел, и по спонсорам бегал, и всеми организационными вопросами занимался.


— Надо сказать, что вдвоем у вас получилось гораздо лучше. Во всяком случае, состав вам удалось укомплектовать очень даже неплохо.


— Во многом помогло удачное стечение обстоятельств. Известные белорусские волейболистки Оксана Ковальчук и Алина Бутько недавно стали мамами, причем родили с небольшой разбежкой во времени, а стало быть, обе вернулись в Брест к своим семьям. Мы переговорили с девчатами. Золотых гор, конечно, не обещали, ибо сравнивать зарплаты в нашем волейболе и в российском или в казахстанском просто смешно, но на хлеб с маслом обещали. Ударили по рукам. Местные воспитанницы Марина Павлова, Таня Карпович и Жанна Голодко тоже вышли из декрета, что стало для нас огромным подспорьем. Такая вот получилась команда мамочек. Плюс из Украины вернули Алену Лазюк, Алина Ильюта восстановилась после травмы. Так с миру по нитке насобирали хороший состав, с которым можно было решать серьезные задачи. Правда, по ходу чемпионата уже Ильюта ушла в декрет. Как мы шутим, беременность в нашем клубе — это заразная болезнь.


— По ходу чемпионата вы ни разу не лидировали, удивив всех в серии плей–офф. Сами рассчитывали на «золото»?


— Я уже четверть века работаю тренером и скажу вам так: важно не быть сильнее вообще, важно побеждать в конкретной игре. Мы знали, что к концу сезона накатим, девчата, вышедшие из декрета, с каждой игрой прибавляли. Другой вопрос, насколько это могло быть соизмеримо с формой других команд, которые считались фаворитами. С прекрасно укомплектованной «Минчанкой», к примеру. Или с гродненской командой, с «Жемчужиной» из Мозыря, с «Атлантом» из Барановичей — с клубами, которые не испытывали финансовых проблем.


— Как вам удавалось держать команду в тонусе в то время, как вы все ниже и ниже опускались на самое финансовое дно? Тем более, с учетом такого количества молодых мам в составе?


— Нам в плюс играло то, что все девчата местные. В тяжелые минуты им помогали мужья, мамы, папы. Да и коллектив у нас здоровый. Хотя не скрою, рассматривали по ходу чемпионата два варианта. Первый: прекратить существование. Второй: на морально–волевых качествах, сжав зубы, доиграть сезон до конца. Переговорив с девчатами, приняли решение дотерпеть. Так с октября и терпели, живя надеждой. А когда начался плей–офф, отступать было некуда. На чистом спортивном интересе пришли в золотую гавань.


— Как отпраздновали?


— А как тут отпразднуешь? Спасибо нашему болельщику, который на свои деньги пригласил девчонок в ресторан. Правда, с условием: всем прийти в вечерних платьях. Вы бы видели, что это было за шоу — конкурс красоты, все обалдели!


Финансы не поют, они — горько плачут


Справка «СБ»


Валерий Заровский. Отец–основатель и главный тренер женского волейбольного клуба на базе брестского коврового комбината (позднее ОАО «Ковры Бреста»), который на протяжении 20 лет носил название «Ковровщик» и являлся неоднократным чемпионом и призером чемпионата страны. С 2011 года команда называется «Прибужье». Летом 2013 года Заровский уступил пост наставника Петру Хилько, а сам сосредоточился на менеджерских функциях.


— Трудно, Валерий Анатольевич?


— Не то слово! Последние лет семь мы жили в режиме острой финансовой недостаточности. На мой взгляд, клуб может быть успешным только при двух условиях: либо у него есть влиятельный хозяин, либо генеральный спонсор. Еще один вариант — команду поддерживает местная власть. Если совпадают все варианты — клуб вообще не знает никаких проблем. У нас, к сожалению, не совпало ни одно.


— Но ведь в нынешний сезон вы входили с какими–то гарантиями?


— Была поддержка государства, кое–какие деньги выделяли спонсоры. Не шиковали, но концы с концами сводили. После того как вступил в силу новый указ, рухнули. Я понимаю, все правильно — клубы должны зарабатывать. Но нельзя всех скопом бросать в одну прорубь, не научив плавать. Не учитывая ни возможностей, ни традиций. Как нам заработать, на чем? У нашего клуба нет ничего своего, кроме принтера. Стать на ноги можно, но трудно это сделать в один момент, тем более после того, как тебе перекрыли кислород. Мы даже кредиты привлечь не можем, потому что не под что, а под гарантию победы и под свежевыигранное чемпионство денег, увы, не дают, потому что этот товар у нас, как выясняется, ничего не стоит. Статус чемпиона Беларуси по игровым видам спорта у нас принижен до безобразия, он лишен всякого авторитета и не дает никаких преференций. Если мы стали сильнейшими в стране и не получили даже толики внимания, то зачем такое чемпионство? Надеялись, что, если добьемся хорошего результата, те, кто нас отфутболивал, повернутся лицом. Сегодня и команда на виду, и результат есть, и добыт он исключительно своими воспитанниками, и зрители на матчи ходят, а все равно оказались никому не нужны. За гостиницы — должны, за транспорт — должны, по зарплатам — должны, во дворце спорта «Виктория» тоже весь сезон в долг играли, спасибо руководству арены, что вошли в положение. Мы — чемпионы в долг.


— Насколько я понимаю, вопрос сохранения команды–чемпиона сегодня стоит очень остро?


— Мы много раз обращались с просьбами хотя бы рассчитаться с игроками, не говоря уж о каких–то премиях за чемпионство. Тем более что это совсем небольшие деньги даже по меркам белорусского спорта. За сезон наш клуб потратил сумму, больше которой многие наши футбольные и хоккейные команды тратят в месяц. Мы завоевали право участвовать в еврокубках. Это новый этап, новый шаг, новое развитие. Не хотелось бы все это потерять. Для себя часом «икс» определили дату 1 июня. Если к этому времени ясности не будет — команды тоже. Очень обидно.


Волейбольная арифметика


Для того чтобы не испытывать нужды и участвовать в еврокубках, женской волейбольной команде Беларуси необходим бюджет в размере 4 — 5 миллиардов рублей в год (порядка 500 тысяч долларов). Для сравнения, заявленный потолок годовой зарплаты одного игрока в хоккейном клубе «Динамо» — 800.000 долларов! Прошедший год клуб «Прибужье» и вовсе прошел с бюджетом 1,2 млрд. рублей (120.000 долларов), став при этом чемпионом страны. Зарплаты игроков клуба составляли порядка 4 — 12 миллионов рублей в месяц.


Команда мамочек


Чемпионство «Прибужья» удивительно еще и тем, что сразу пятеро игроков основного состава команды лишь в нынешнем сезоне вернулись из декретного отпуска. Вынужденный перерыв в выступлениях никак не повлиял на их азарт и физические кондиции, а скорее наоборот — добавил девчатам обстоятельности, мудрости и свежести. Именно этот ударный батальон: Оксана Ковальчук, Марина Павлова, Татьяна Карпович, Жанна Голодко и Алина Бутько вынес на своих хрупких плечах основной груз чемпионского сезона. С девчатами мы встретились в Бресте. Правда, самой главной мамочки Оксаны Ковальчук в этот момент в городе не оказалось, она отправилась на сбор национальной команды. Впрочем, и собравшийся квартет вполне сумел раскрыть картину происходящего в клубе.

 


Марина Павлова: тяжело и обидно


— Из декрета на спортивную площадку путь, конечно, непростой. Особенно если с момента рождения малыша прошло всего девять месяцев. Пока сыну не исполнился годик, на все сборы и соревнования он ездил вместе со мной, так как я кормила грудью. Путешествовали, конечно, на своем транспорте. Уставала и физически, и морально. Муж был сначала против, но потом смирился, ведь волейбол — это моя жизнь. Набрала за беременность 17 кило, так что пришлось потрудиться, чтобы вернуть кондиции. Но это удалось. Что касается зарплаты, то денег команда не видела с середины октября. Тяжело. И обидно.


Татьяна Карпович: радость с грустью


— Настроение хорошее, очень рады, что победили, давно шли к этой цели и наконец доказали всем, что мы самые сильные! Единственная грусть — финансовые проблемы. Очень трудно полгода не получать ни зарплаты, ни детских денег. Выживаем только за счет помощи семей. Они нас понимают и поддерживают. Вышла из декрета, когда малышу было год и шесть месяцев, и форму набрала довольно быстро. Недавно один хороший человек, наш болельщик, пригласил по случаю чемпионства всю команду в ресторан. Дело хорошее, но по кошельку наших мужей это ударило серьезно: платья, сумочки и туфли пришлось покупать новые. Так что это нам вместо чемпионских премий, можно сказать.


Жанна Голодко: не до жиру


— У меня дочка Милана, ей 2,4. Полтора года просидела в декрете, но захотелось разнообразия и общения, поэтому вернулась на площадку. Команда у нас дружная, а детишки почти одного возраста, так что у нас тут настоящая женская консультация. Материально, конечно, приходится тяжело. Живем за счет заработка супруга, а когда бывает совсем туго, приходят на помощь родители. Хочется, конечно, как молодой семье свое жилье построить, но думать приходится не о квадратных метрах, а как бы зарплату с детскими выплатами отбить.


Алина Бутько: чемпионы просят огня


— У нас — семья чемпионов: муж Артем тоже волейболист, а его младший брат Саша — олимпийский чемпион Лондона в составе сборной России. Нашему малышу год и три месяца, но мы уже ходим на плавание и, знаете, делаем успехи. Беременность моя прошла отлично, потому вернулась на площадку быстро и почти безболезненно, когда малышу было всего 8 месяцев. Спасибо маме, она, считай, сидит в декрете вместо меня. Финансовая ситуация в клубе, конечно, не может не огорчать. Я с такими историями уже сталкивалась, играя в России: в Казани долго не платили, потом — в Хабаровске. Судились, выигрывали. Так что в случае чего придется прибегать к экстренным мерам и здесь.


Кстати


Год назад за «Прибужье» выступала еще одна знаменитая белорусская волейболистка — Ирина Лебедева. Финансовые проблемы не позволили сохранить в команде опытного 41–летнего ветерана, а играть в долг Ирина не имела возможности. Как итог — уехала в родной Кобрин, где работает в местном аквапарке. Зато чемпионкой страны в составе «Прибужья» стала ее дочь — Вика Кононович. Вот такие в Бресте волейбольные традиции.


Советская Белоруссия №89 (24472). Четверг, 15 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter