Из Беларуси в Россию, далее везде.

Во время посещения Минского моторного завода Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко поблагодарил коллектив предприятия за добросовестный труд, за то, что они сумели сохранить завод, поднять его на новый уровень. Если в 1994 году завод делал лишь одну модель двигателей мощностью 80 л.с., то теперь предлагает потребителям 24 модели более чем 40 различных модификаций. За это время объемы производства и продаж выросли почти втрое. В этом успехе есть вклад и республиканского унитарного предприятия “Борисовский завод агрегатов”, которое поставляет сюда около 60 процентов своей продукции.

Во время посещения Минского моторного завода Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко поблагодарил коллектив предприятия за добросовестный труд, за то, что они сумели сохранить завод, поднять его на новый уровень. Если в 1994 году завод делал лишь одну модель двигателей мощностью 80 л.с., то теперь предлагает потребителям 24 модели более чем 40 различных модификаций. За это время объемы производства и продаж выросли почти втрое. В этом успехе есть вклад и республиканского унитарного предприятия “Борисовский завод агрегатов”, которое поставляет сюда около 60 процентов своей продукции.

— Это одно из лучших предприятий нашего объединения, — говорит генеральный директор ПО “Минский моторный завод” Николай Лобач.
Всю историю предприятие сопровождает слово “первый”. Здесь в 1905 году был создан первый в городе профсоюз. Завод первым в Борисове был удостоен звания “Предприятие высокой культуры” (1965 г.), одним из первых внедрил систему менеджмента качества производства тракторных и автомобильных агрегатов, соответствующую требованиям СТБИСО 9001-2001.
Современную историю завода создает коллектив, в котором трудятся около полутора тысяч человек.

Дела и люди

Раскидистые голубые ели растут у административного корпуса, наверное, еще с тех пор, когда на заводе всерьез взялись за культуру производства. И теперь здесь повсюду безукоризненная чистота.
По другую сторону аллеи установлена красочная Доска почета с портретами 12 лучших работников завода. Фамилии победителей трудового соревнования по традиции называют в сентябре в День машиностроителя.
Оказаться на Доске почета — не только моральный стимул. Каждый из 12 сразу получает денежную премию в размере трех минимальных зарплат и в течение всего года — еще 25% к начисленной премии.
Здесь уместно вспомнить, что 7 работников предприятия были награждены орденами Трудовой славы, орденами Почета и “Знак Почета”, 10 — медалями “За трудовую доблесть”, “За трудовое отличие”, “За трудовые заслуги”, 7 — грамотами Верховного Совета и Совета Министров республики.
Из бесед с рабочими сразу понимаешь, что они — патриоты своего предприятия, дорожат своей принадлежностью к этому коллективу, нет среди них так называемых “летунов”, мечущихся с завода на завод.
— Я пришел на завод сразу после службы в армии в 1977 году. С тех пор так здесь и работаю, — рассказывает наладчик металлорежущего оборудования третьего механосборочного цеха Николай Николаевич Метельский. — Окончил Борисовский политехникум, теперь у меня шестой разряд. С каждым годом работать становится все интереснее, осваиваем новую продукцию, появляется новое оборудование. Приятно сознавать, что ты нужен заводу.
— Таких опытных специалистов у нас немало, — поясняет начальник цеха Александр Николаевич Бирюков. — Причем наш коллектив почти наполовину женский. Среди лучших назову шлифовщицу Любовь Данилову, фрезеровщицу Наталью Швабович, сверловщицу Валентину Силакову. Характерно, что они в любой момент могут подменить друг друга на рабочем месте.
Сам Александр Николаевич трудится на заводе уже 37 лет. Начинал здесь учеником токаря, окончил Борисовский политехникум, а потом Белорусский политехнический институт, в должности заместителя начальника цеха проработал двадцать лет.
Третий механосборочный цех можно назвать “старичком”. Он вступил в строй в начале 80-х годов прошлого века. С тех пор производство интенсивно развивалось. С 1990 по 2000 год завод ввел в эксплуатацию 14 000 квадратных метров производственных площадей, прекрасный 6-этажный административно-бытовой корпус. Именно в это время десять лет заводом руководил Николай Иванович Лобач, работающий теперь генеральным директором ПО “Минский моторный завод”. А сегодня предприятие возглавляет Валерий Алексеевич Шишло.
Основная продукция завода — узлы к дизельным двигателям. Это турбокомпрессоры и пневмокомпрессоры различных модификаций, водяные и масляные насосы и др. Они пользуются  спросом как на внутреннем рынке (продукция поставляется на конвейеры заводов ММЗ, МАЗ, “Амкодор”), так и на рынке стран СНГ.
— Сегодня мы стараемся выполнять все заявки, — говорит заместитель главного инженера Валерий Черкасов, — но, конечно же, так было не всегда. Потребовалась большая работа по повышению технического уровня выпускаемых изделий, обеспечению их конкурентоспособности на мировых рынках. Прежде даже белорусские предприятия закупали пневмокомпрессоры на Украине и в Литве. Мы освоили их выпуск, вытеснили с белорусского рынка всех других поставщиков. Нашим пневмокомпрессорам отдали предпочтение “УралАЗ” и Алтайский моторный завод. В настоящее время новые модели пневмокомпрессоров проходят испытания на трех российских заводах. Приобретаем новое оборудование, чтобы нарастить производственные мощности. В частности, с Барановичского завода автоматических линий получили два токарных полуавтомата с числовым программным управлением.
— Наши турбокомпрессоры ни в чем не уступают зарубежным аналогам и соответствуют требованиям ЕВРО-2, — включается в разговор заместитель главного конструктора Александр Лазарев. — В ближайшее время завершаем разработку новой модели с регулируемым сопловым аппаратом для тракторов “Беларус” и для автомобильных двигателей с уровнем требований ЕВРО-3. Эта работа ведется в рамках Государственной программы импортозамещения. В ближайшие три года номенклатура выпускаемых изделий обновится почти наполовину.

Не только работа

С началом обеденного перерыва в коридорах административно-бытового корпуса стало многолюдно.
— Тут у нас размещается столовая, способная обслужить всех работников в одну смену, — рассказывает заместитель директора завода Евгений Фурсов (его отец возглавлял завод с 1947 по 1953 год). — Причем обедать можно в кредит по карточке. В кредит рабочие завода могут покупать и товары в нашем торговом центре, который находится в городе. А на территории завода есть кулинарный магазин, свой кондитерский цех, теплица, поставляющая свежие овощи сразу на стол. Имеем мы собственный детский сад, бесплатную охраняемую автостоянку для работников завода, прекрасную базу отдыха в живописном лесу на берегу Березины. А здесь у нас здравпункт, — и Евгений Петрович распахнул перед нами очередную дверь.
Небольшим медицинским коллективом руководит Лидия Прокопчик. Начинала она медсестрой в заводском детском саду еще в 1976 году.
— Теперь во многих случаях работникам нашего завода нет необходимости обращаться в городскую поликлинику, — говорит Лидия Николаевна. — У нас имеются хорошо оборудованные кабинеты доврачебного приема, физиотерапевтический, гинекологический, процедурный, стоматологический. В обеденный перерыв и после смены у нас принимают жемчужные ванны, подводный массаж, другие оздоровительные процедуры.
...В заводском музее почетное место занимают спортивные трофеи, завоеванные заводскими командами на соревнованиях различного уровня.
— Сколько я помню, в городской спартакиаде в общекомандном зачете мы никогда не опускались ниже третьего места, — продолжает свой рассказ Евгений Петрович. — Заводская спартакиада проходит круглый год. У нас замечательный спортзал, работают различные спортивные секции, в которых занимаются и взрослые, и дети со всего города. Всю работу организует наш инструктор спорта Василий Казак.
Умеют на заводе агрегатов и трудиться, и отдыхать. Предприятие уверенно смотрит в завтрашний день. Продукцию из Борисова по достоинству оценили не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Борисовчане по-прежнему высоко держат марку белорусской индустрии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter