Из альма-матер, но куда?

Кому нужны выпускники престижных факультетов?В Беларуси квалифицированный плотник найдет себе работу быстрее, чем вчерашний выпускник вуза с дипломом «гламурной» искусствоведческой специальности. К сожалению, повальное стремление молодежи получить высшее образование привело к установлению жестких рамок востребованности на рынке труда. В этом убедились корреспонденты «Народной газеты», проведя небольшое журналистское расследование в столице и на районе. Результат -- Людмила Конопелько и Светлана Дединкина всерьез задумались о получении дополнительного образования по рабочим или строительным специальностям. А как иначе! Ведь именно за ними -- будущее!..

Ольга Х., 26-летняя девушка с дипломом экономиста-менеджера по туризму, по знакомству «распределившаяся» на свою первую должность после окончания вуза, пять лет спустя осталась без работы. Месяцами «висела» на сайтах, посвященных поиску вакансий, добросовестно штудировала объявления в газетах, два-три раза в неделю ходила на собеседования. Итог -- специалист ее профиля никому не нужен. В отделе кадров очередного учреждения разводили руками: предприятию нужны водители, секретари, уборщики, наконец. В районном центре занятости ответили примерно то же: выпускнице факультета высшей школы туризма Белорусского государственного экономического университета ничего предложить не могут. Посоветовали пойти попробовать себя в должности секретаря-референта. Ольга долго возмущалась: в секретарши идут 20-летние студентки или выпускницы ссузов. А у нее все-таки диплом! «Девушка, -- остудили ее пыл работники  центра занятости, -- вы хоть имеете представление, что за ситуация сейчас на рынке труда? На освободившееся место берут не по диплому, а по квалификации. Вот чему вы научились в своем университете? Куда вас можно пристроить? В городской местности прежде всего требуются водители, слесари, каменщики, маляры, плотники, штукатуры, врачи, инженеры-программисты…»
-- Говорила же мне мама: трижды подумай, прежде чем выбирать специальность, -- в сердцах бросила незадачливая искательница трудовой вакансии, дозвонившись в редакцию «НГ». -- Что же получается, окончила вуз -- и не могу найти работу. А если бы после 9-го класса пошла в техникум -- не знала бы сейчас печали? Мне казалось: раз есть диплом -- всегда будет теплое место с хорошим окладом. А ведь мы еще живем в столице… Представляю, как обстоят дела с такими, как я, где-нибудь на районе!
Виной всему демографическая яма?
На итоговой коллегии управления образования Витебского облисполкома прозвучало заявление о тревожной тенденции: количество выпускников вузов по педагогическим специальностям превышает реальную потребность области  в этих кадрах. На учете по безработице на Витебщине уже состоят 29 педагогов и 37 воспитателей.  Дело здесь не столько в реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений. Это вторично. Причиной называют пресловутую  демографическую яму, хотя и она -- явление временное.
-- Ежегодно число детей, идущих в сад или школу, у нас уменьшается примерно на 200 человек, -- говорит начальник отдела образования Браславского райисполкома Иван Оборович. -- Поэтому нам не нужны учителя начальных классов и специалисты дошкольного воспитания. Зато, например, в Браславе не хватает преподавателей физики, математики, информатики.
Юля Селицкая из городка Дисна Миорского района учится на втором курсе Витебского госуниверситета. О том, куда она поедет работать после окончания вуза, пока не думает, но в Дисну возвращаться не хочет. Говорит, все ее сверстники съехали, так как работы в Дисне не найти. Слабо развивается сфера услуг, из производств остались только швейный цех и лесхоз.
Еще один выпускник этого же вуза, биолог по специальности Дмитрий Шамович, вынашивает мечту развить экологический туризм в Россонском районе. И несмотря на то что молодой человек уже имеет опыт работы в этой сфере, закончил аспирантуру очень инициативен, в Россонах ему ничего предложить не могут. Все места в природоохранных организациях укомплектованы, а создавать что-то новое здесь пока не торопятся. Между тем молодой энтузиаст добровольно выбрал для себя и своей семьи (жена тоже биолог, вместе воспитывают маленького ребенка) местом жительства деревню. Но идти учителем в школу Дмитрий не хочет. Говорит, не для того аспирантуру заканчивал. Да и зарплата у начинающих учителей всего 200--250 тысяч рублей. В центр занятости он обращаться не собирается. Не видит в этом смысла. Впрочем, как и многие другие молодые люди, оказавшиеся в похожем положении.
Найти работу по душе, да еще чтобы и заработок радовал -- удел не многих жителей райцентров. Зато многие выпускники Полоцкого госуниверситета со строительными специальностями нарасхват в столице и других крупных городах. Ректор ПГУ Дмитрий Лазовский подтверждает, что все выпускники имеют стопроцентное распределение, но в более выигрышном положении оказываются именно ребята с техническими специальностями.
В управлении по занятости населения Витебского облисполкома говорят, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция уменьшения числа безработных в молодежной среде. Если в 2005 году в области на учете в центрах занятости числилось 4287 безработных до 30 лет (что составляло 39 процентов от общего числа безработных), то в начале этого года стало 2520 безработных до 30 лет, или 33 процента.
-- Проблемы с трудоустройством возникают у тех, кто получил платное образование и не имеет опыта работы, еще хуже у тех, кто вообще не имеет профессии, -- говорит начальник отдела рынка труда и целевых программ управления Елена Торган. -- Сегодня ищут работу через наши центры 16 юристов, 41 экономист (данные в области). Зато у нас много вакансий в строительных организациях, в швейных цехах, нужны продавцы.
Как вариант служба занятости всем предлагает пройти переобучение, предоставляет безвозмездные субсидии на открытие собственного дела (7 бюджетов прожиточного минимума -- около 1 300 000 рублей). Такие субсидии в прошлом году в Витебской области получил 591 человек. Помогают центры занятости трудоустроиться и молодым людям в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу, через систему бронирования рабочих мест на предприятиях. В прошлом году 151 выпускник училища, техникума или вуза получил направление на работу по положению о молодежной практике, когда затраты на оплату труда молодого человека частично компенсируется предприятию из бюджета.
За комментарием мы обратились к начальнику главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Николаю КОХОНОВУ.
-- Николай Дмитриевич, бытует мнение, что наша страна переживает так называемый закон бумеранга для высшего образования. Службы занятости столичных районов и районных центров в основном предлагают молодежи попытать счастья в качестве продавцов, фрезеровщиков, зоотехников, маляров-штукатуров, водителей определенной категории, секретарей-референтов. То есть, попросту говоря, Беларусь испытывает недостаток в специалистах узкого профиля, выпускниках ссузов. Связано ли это с тем, что представители нового поколения кинулись на добывание диплома и совершенно упустили из виду, что государство не в состоянии обеспечить рабочими местами такое количество выпускников высших учебных заведений?
-- Отчасти это действительно так. К сожалению, психология постсоветской системы, когда главным для вчерашнего школьника считается поступить в вуз на престижную специальность, привела к не очень желательным последствиям. Главное, что должны уяснить себе абитуриенты и их родители, -- молодому человеку нужно здраво соизмерять свои способности и возможности. В стране есть центры профориентации молодежи, службы занятости, которые вовремя могут сориентировать потенциального абитуриента в выборе профессии, подскажут ему ту специальность, которая будет востребована пять лет спустя. Особенно это касается тех ребят, которые в силу многих причин идут получать высшее образование на платной основе. Некоторые из них вначале очень радуются этому обстоятельству: мол, не придется опасаться распределения в глубинку, сам себе хозяин -- куда захочу, туда и пойду работать. Только в результате вырисовывается печальная картина, когда выпускник престижного вуза с дипломом, к примеру, того же экономиста-менеджера по туризму, журналиста, искусствоведа оказывается невостребованным на рынке труда. Знаете, как мы говорим: лучше быть классным плотником, чем посредственным педагогом. Приведу в качестве примера себя: прежде чем стать выпускником политехнического института с дипломом инженера, я успел получить специальности слесаря, токаря, тракториста и знал, что без работы не останусь.
-- Какие пути выхода из кризисной ситуации, спровоцированной дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, есть у молодого специалиста?
-- Прежде всего совершенствование системы профессиональной ориентации школьников. Это необходимо для повышения их мотивации к трудовой деятельности по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда не только сегодня, но и всегда. Мы проводим работу по уменьшению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, в том числе оптимизации профессиональной подготовки кадров по структуре и объемам с учетом потребностей отраслей экономики, перспектив и направлений их развития, обеспечиваем временной работой студенческую молодежь. На протяжении нескольких лет органы государственной службы занятости содействуют безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии. Расширены виды самостоятельной занятости -- организация фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности, при развитии которых безработным может быть оказана финансовая поддержка. Граждан стимулируют к переезду в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы: им предоставляется жилье, оплачивается переезд. Но все-таки хочу еще раз подчеркнуть: эти усилия могут быть потрачены впустую, если абитуриент не примет самостоятельного осознанного решения: учиться, учиться и еще раз учиться. Диплом дипломом, а освоение рабочих и технических специальностей поможет молодому специалисту в любой ситуации найти свое место на рынке труда.

На языке цифр

На 1 января текущего года в органах государственной службы занятости населения состояло на учете 44 078 безработных, из них имели высшее образование 4343 человека, среднее специальное -- 7548 человек. С 2002 года значительно сократилась численность безработных в возрасте 16--29 лет: если в конце 2002 года безработной молодежи насчитывалось 63 188 человек, то к концу 2007 года эта цифра не превышает 17 530 человек.

Это нужно знать

Если рассматривать ситуацию с молодежной безработицей в разрезе профессий, то наиболее востребованными на рынке труда на 1 декабря 2007 года были:
* городской местности -- водители автомобиля, слесари, рабочие строительных профессий, врачи, инженеры-программисты;
* сельской местности -- операторы машинного доения, трактористы, механизаторы, ветврачи, зоотехники.
Наименее востребованные профессии:
* городской местности -- продавец непродовольственных товаров, бухгалтер, экономист, юрист, техник-технолог, педагог.
* сельской местности -- рабочие без специальности, бухгалтера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter