Иван Юркин: «Кибертерроризм – вызов XXI века»

Опасность международного терроризма состоит в том, что он не знает государственных границ, поэтому бороться с ним можно только сообща, задействовав ресурсы всего мирового сообщества

Опасность международного терроризма состоит в том, что он не знает государственных границ, поэтому бороться с ним можно только сообща, задействовав ресурсы всего мирового сообщества. Для этого необходима координация усилий правительств и спецслужб многих государств. Надо учитывать, что террористы постоянно совершенствуют арсенал средств и методов своей деятельности. Сегодня все большую угрозу представляет кибертерроризм, становясь вызовом ХХI века.

Наш сегодняшний собеседник – генерал-майор КГБ запаса Иван Юркин (на снимке), который возглавляет антитеррористический отдел Департамента СНГ по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В сфере борьбы с терроризмом Иван Захарович прошел серьезную практическую школу. Многим памятны события 11 июня 1996 года, когда 43-летний террорист Александр Зюльков, угрожая взрывным устройством, захватил в заложники пятнадцать детей и двух воспитательниц детского сада № 511 города Минска. Одну из ключевых ролей в освобождении заложников и ликвидации террориста сыграл в то время начальник криминальной милиции — заместитель министра внутренних дел, а впоследствии первый заместитель государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси генерал-майор Иван Юркин. Именно он возглавил штаб по освобождению заложников, лично вел переговоры с террористом, который в результате профессиональных действий представителей спецслужб был ликвидирован, а заложники освобождены… 

— Иван Захарович, события 11 сентября 2001 года показали, что международным террористическим угрозам можно противостоять только сообща, задействовав ресурсы всего мирового сообщества. С какими новыми вызовами приходится сталкиваться сегодня в борьбе с международным терроризмом? 

— Не сбрасывая со счетов другие угрозы, я бы выделил кибертерроризм, использование Интернета в преступных целях. Этот сектор преступной деятельности стремительно набирает обороты в современном обществе, а совокупный годовой «доход» киберпреступников уже превысил 100 миллиардов долларов. В США финансовые убытки от «фишинга» в прошлом году превысили 2,8 миллиарда долларов. 

В 1998 году террористические организации поддерживали в Интернете лишь 12 сайтов. Сейчас их количество увеличилось примерно до 4800. 

Различные террористические структуры научились эффективно работать в электронном пространстве: они часто создают сайты-однодневки, меняют форматы и адреса. К примеру, многочисленные попытки спецслужб США выдавить «Аль-Кайду» из всемирной сети заканчивались неудачами. На своих сайтах террористы не сообщают о своих действиях и их результатах, вместо этого они ведут информационно-психологическую войну против своих противников. 

Сайты террористических группировок активно используются для рекрутирования новых членов и сбора пожертвований. Интернет также используется ими для разведывательных целей:  по оценкам американских ученых, в Интернете содержится до 80 % информации, необходимой для организации успешной террористической атаки. В сети размещаются различные инструкции, например, по самостоятельному изготовлению взрывных устройств. Хочу заметить, что около 40 сайтов экстремистского и террористического характера, присутствующих в Интернете, являются русскоязычными. 

— Бок о бок с кибертерроризмом идет ядерный терроризм… 

— Именно. Это еще один вид терроризма, который можно отнести к особо опасным угрозам. Данный факт необходимо учитывать при намечающемся строительстве АЭС в Беларуси. В свое время глава Антитеррористического центра государств – участников СНГ Борис Мыльников отмечал, что возможность использования кибертерроризма в ядерном преломлении в наше время не так уж фантастична, последствия могут иметь катастрофический характер, о чем свидетельствуют факты чрезвычайных происшествий, связанных с применением компьютерных технологий в атомной энергетике и промышленности. Напомню о внедрении злоумышленниками в компьютер Игналинской АЭС в Литве электронного вируса, в результате чего могла произойти авария, подобная чернобыльской. В этом смысле белорусы, больше всех пострадавшие от аварии на ЧАЭС, наиболее остро осознают, что в ядерных технологиях не должно быть уязвимых для террористов мест. 

— Беларусь готова к противодействию подобным угрозам? 

— Еще в январе 2002 года, выступая на итоговой коллегии, министр внутренних дел генерал-лейтенант Владимир Наумов отметил, что вызывает беспокойство перенос на территорию нашей страны деятельности транснациональных организованных преступных групп, занимающихся распространением оружия массового поражения и его компонентов. В 2001 году в системе криминальной милиции Беларуси было сформировано подразделение по противодействию компьютерной преступности. Уже в тот период подразделением была установлена преступная группа из 26 человек и 5 ее организаторов, которые совершали хищения в Интернет-магазинах США, Новой Зеландии, ФРГ, Австралии компьютерной техники, цифровых фотокамер.  Всего тогда было совершено более 70 хищений… 

И все же особый акцент я бы сделал на координации международных усилий в борьбе с терроризмом в целом и унификации законодательства в данной сфере, в первую очередь в рамках СНГ, ведь тот же кибертерроризм является прямой производной сформировавшегося в последнее время террористического интернационала, противостоять которому мы можем только общими усилиями. К числу документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года. Он ратифицирован 8 государствами Содружества из 9 подписавших. 

— Иван Захарович, давайте резюмируем: какие первоочередные задачи необходимо решить для успешного противодействия кибертерроризму? 

— Еще в прошлом году в Москве по инициативе МВД России состоялась международная практическая конференция по борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом. Международная встреча проводилась в рамках председательства Российской Федерации в «группе восьми», в ней приняли участие представители 32 государств мира, в том числе Исполнительный комитет СНГ, который довелось представлять мне. И тогда, и сейчас на повестке дня стоят вопросы сближения подходов различных государств к выработке совместных практических мер по борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом. Речь идет о защите критических инфраструктур, противодействии незаконному использованию сети Интернет в целях пропаганды расовой и религиозной розни, вербовки террористов и их финансирования, а также торговли людьми, оружием и наркотиками. Не менее актуальным является пресечение мошенничества в сфере электронных платежей, борьба с распространением вирусных программ и хищениями персональных данных, противодействие распространению детской порнографии, борьба с нарушениями авторских и смежных прав в сфере информационных технологий. 

Наша первоочередная задача – проводить накопление и анализ материалов по киберпреступности и кибертерроризму, развивать нормативно-правовую базу  сотрудничества государств – участников СНГ. Могу отметить, что государства — участники Содружества занимают в этой сфере активную позицию и готовы к противодействию любым возникающим угрозам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter