Иван да Марья

Музей и оркестр на дому

Музей и оркестр на дому


О краеведческом музее в деревне Любоничи, все экспонаты которого собраны местным энтузиастом Иваном Солоновичем и его женой, я слышала не раз. Как и о прославленном народно–этнографическом коллективе «Спадчына», созданном им же вместе с супругой. Недавно я заехала в Любоничи...


В Доме культуры у музея — две комнаты. Иван Адамович и Мария Ивановна Солоновичи встретили на крыльце веселой музыкой. Хозяин давал жизни на гармошке, а его верная подруга и помощница подыгрывала на балалайке.


— Дядю Ваню с его гармошкой я с детства помню, — заведующий отделом идеологической работы Кировского райисполкома Юрий Дайнеко тепло поздоровался с гостеприимными супругами. — Знаю, сколько наш энтузиаст трудов затратил, собирая по деревням все, что вы сейчас видите.


А у меня даже глаза разбежались от количества экспонатов. Вот старинная мебель, собранная в разных районах Могилевщины: кровати, столы, сундуки, колыбель. Вот орудия крестьянского труда да предметы быта: прялки, ткацкий станок, посуда, корыта, лампы, санки. Тут же корзины, изделия из бересты, льняные котомки, чугунки, рушники, коврики...


— Бывает, что молодые жалуются на тяжелую жизнь, — недоумевает Иван Солонович, — а вы посмотрите, как раньше жили... Все делали вручную при помощи самых нехитрых механизмов: и сеяли, и жали, и пахали, и ткали, и стирали, и хлеб пекли. Времени на сон у крестьян не оставалось!


...Родные братья Ивана Солоновича — офицеры. А его в армию не взяли по состоянию здоровья. Всю жизнь работал в колхозе, последние годы — заведующим фермой. Как–то в начале 80–х годов прошлого века Иван Адамович сильно заболел. Родные уже и не надеялись, что выкарабкается. В то время его пришел навестить один из братьев, который и рассказал, что в армии деревенские парни из Беларуси все как один переходят с родного языка на русский. Только чтобы их не называли бульбашами! Иван Адамович тогда сильно за земляков расстроился: что же обидного в слове «бульбаш»? Бульба — второй хлеб белорусов. «Разве можно своих традиций стесняться? — думал он всю ночь, так и не уснув после разговора с братом. — Нашими песнями, танцами, пословицами и национальной кухней гордиться надо!»


Дал он себе тогда слово: если выживет — все оставшиеся годы посвятит возрождению национального наследия. И после этого... быстро пошел на поправку. Выписавшись из больницы, стал собирать по деревням старинные предметы сельского быта, складывать в хате.


Примерно в то же самое время тогдашний председатель сельсовета Тамара Кириченко обратилась к нему с необычной просьбой: «Иван Адамович, вы у нас человек музыкальный, соберите–ка наших старушек, пусть для гостей народные песни поют».


Так в Любоничах появился народный коллектив «Спадчына», для которого его основатели сами сшили костюмы. Число участников — непостоянно: одни уходят, другие приходят. Жители деревни почти все артистичные, музыкальные. Песни разучили на все случаи жизни — о каждой поре года, о посевной и уборочной, о дождях и цветении сирени... Объездили за эти годы всю страну. Награждены 18 дипломами за вклад в пропаганду белорусской культуры. Дипломы, кстати, тоже хранятся в музее.


С рождением ансамбля Иван Солонович еще больше увлекся сбором экспонатов для музея. Объехал Кличевский, Кировский, Бобруйский районы. И хотя многие сельчане, узнав, для чего нужны вещи, отдавали их бесплатно, на сбор материалов часто уходила вся пенсия энтузиаста. Супруге азарт мужа передался: увлеклась изучением белорусских ремесел и обрядов.


Вскоре предметов быта у Солоновичей набралось столько, что они перестали помещаться в их хате. Благо в начале 90–х для музея нашлось помещение в местном Доме культуры.


Во втором зале музея, который поменьше, представлена одежда: льняное белье, шерстяные юбки, матросская рубашка, сшитая в 1900 (!) году, передник... Эти экспонаты собирала уже Мария Ивановна.


— Вот в таких веночках наши девушки замуж выходили, — показывает мне она. — Никто и не спрашивал, из какой семьи невеста: по венку «читали». Белые цветы — значит, круглая сирота, голубые — есть отец или мать, яркие, красные — живы оба родителя.


Заслушавшись рассказом Марии Ивановны, я подумала: откуда у нее такие глубокие знания? Оказалось — самообразование: всю жизнь трудилась на почте, а в свободное время самостоятельно находила книжки по истории, фольклору и внимательно их читала. А чтобы в народных традициях разбираться не только теоретически, но и практически, научилась прясть, ткать, набивать ковры, вышивать, плести лапти. Приедут, бывало, гости в музей, а она в их присутствии сядет к прялке, работает и старинную песню поет.


Музей Солоновичей в Кировском районе называют и краеведческим, и этнографическим. Сами хозяева именуют его просто селянской хатой. Единственное, что их беспокоит, — судьба музея. Время, ничего не поделаешь, берет свое. Ивану Адамовичу скоро 74 года исполнится, супруге тоже под 70. Что дальше с музеем будет, кто станет его «смотрителем», сумеет ли сберечь?..


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter