Итоги совещания по нефти в пяти вопросах и ответах. Собрали самое важное

Сегодня Президент провел совещание по одной из наиболее горячих экономических тем. Речь на нем шла о работе нефтеперерабатывающего комплекса страны в 2020 году. Мы отобрали ответы на пять самых актуальных вопросов, связанных с НПК.

Насколько Беларусь зависима от нефти и условий ее поставок?

Сегодня эта зависимость весьма ощутима, обозначил Александр Лукашенко.

«К сожалению, на этот продукт завязаны не только потребности внутреннего рынка топлива, но и стабильная работа химических и иных предприятий республики. Потому что у нас привязан к переработке нефти большой куст нефтехимии», — сказал Президент.


На протяжении последнего столетия углеводороды были и остаются одним из ключевых факторов в мировых экономических и политических отношениях. Отдельные государства поняли, что при помощи вентиля на нефтяной трубе выгодные им вопросы решаются значительно легче, обратил внимание Глава государства:

— Условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами, которые желает решить страна-поставщик. И происходит это без оглядки на действующую договорную базу и принципы построения наших отношений. В результате в настоящий момент мы недополучаем около миллиона тонн сырья ежемесячно. И дело тут не только в том, что кто-то за вентиль хватается. Дело еще и в том, что мы сами виноваты — не диверсифицировали в свое время поставки нефти. Монополизм всегда приводит к подобным результатам.
 
Александр Лукашенко подчеркнул, что немотивированные действия в сфере поставок нефти негативно влияют на ВВП и доходы бюджета. Хотя задача диверсификации источников экономического роста стоит перед Правительством не один год. «Я рассчитываю, что в программе на очередную пятилетку будет сформирован конкретный план — как снизить значимость условий поставок нефти для формирования ВВП», — отметил белорусский лидер.

Продолжит ли Беларусь покупать российскую нефть?

«Мы не ставим вопрос так, что не будем покупать российскую нефть. Будем. Сколько бы она ни стоила. Будем, потому что эта нефть, добыча ее, транспортировка создавалась в том числе и руками белорусов — тех поколений, за которыми мы с вами пришли. И логистика здесь самая удобная. Но мы, конечно же, не будем ползать 31 декабря постоянно на коленях, вымаливая эту нефть. И когда исчезнет монополизм, легче будет договариваться и по ценам», — заявил Глава государства.


Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков рассказал журналистам, что работа на российском рынке остается одним из приоритетов.

«Это в том числе работа по альтернативным поставщикам нефти на самом российском рынке. То есть у нас были традиционные большие поставщики, сейчас по поручению Главы государства мы ведем активную работу по привлечению на переработку нефти Urals именно небольших компаний. Уже в марте оцениваем первые поставки, дальше будем расширять сотрудничество, это также создаст хорошую конкурентную среду как на рынке Беларуси, так и на внутреннем рынке Российской Федерации», — заявил он.  

Какие существуют варианты альтернативных поставок сырья и в чем сложности логистики?

Глава концерна «Белнефтехим» по итогам совещания заявил, что планы в этом направлении грандиозные. Беларусь ни для кого не закрывает возможности работы с нашей страной, продолжает плотно вести переговоры с большими компаниями. 

«Параллельно и активно ведем работу по другим направлениям: по российскому вектору, по внешнему периметру (по поставкам иных сортов нефти)», — рассказал Андрей Рыбаков.

Александр Лукашенко очертил цели диверсификации поставок так:

— Около 40—50 процентов нефти мы будем по-прежнему покупать в России. Если Россия захочет, когда окончательно диверсифицируемся. А по 30 процентов можем покупать с портов Балтики и Одессы. Это будет три источника. Мы полностью по поставкам нефти можем диверсифицироваться. Есть вопросы по проработке поставок (трубы нет) с Балтийских портов. Так это же не проблема построить. Там, кстати, есть пара труб, которые нас бы устроили, если бы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами по этим трубам.


Еще одним вопросом, который следует интенсивно отрабатывать, Александр Лукашенко назвал логистику доставки сырья. При этом Глава государства отметил:

— Одними лишь договорами на транспортировку нефти его не решить. Необходимы комплексные, системные инфраструктурные решения. Следует продумать возможность реализации совместных проектов с иностранными компаниями — собственниками сырья. Пора окончательно принять тот факт, что в энергетических вопросах следует рассчитывать только на себя, а в критический момент даже ближайший партнер будет руководствоваться лишь логикой собственных интересов.

Не обойдется ли альтернативная нефть слишком дорого?

— Нефть сегодня мгновенно дешевеет. Эта ситуация играет нам на пользу и подталкивает к тому, чтобы мы могли договориться с поставщиками не только в России, но и с альтернативными, — обратил внимание Глава государства.


Президент напомнил, что очень серьезные были заявления в этой сфере со стороны США: «С госсекретарем я на эту тему говорил — помочь нам с инфраструктурой и поставками нефти. Помпео сам предложил по конкурентным ценам эту нефть. И вы видели: на Мюнхенской конференции были заявления, они выделили миллиард долларов для строительства объектов логистики. То есть для поставки нефти. В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешевые кредиты для строительства той же несчастной трубы с Балтики».

Есть ли в принципе перспектива у белорусской нефтепереработки?

  — У нас два крупных, продвинутых, неплохих предприятия по переработке нефти, — подчеркнул Глава государства. — Предприятия, модернизацию которых мы на этом этапе в этом году завершаем. Конечно, и дальше будем работать по модернизации, останавливаться нельзя, но, закончив модернизацию, мы будем иметь по качеству совершенно новые заводы — северный и южный. На севере — Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, на юге — Мозырский. Сложилась ситуация таким образом, что рынок юга — прежде всего братской нам Украины, да и Европы — премиальный рынок. Я уже не говорю о внутреннем рынке, но это — премиальный рынок. Южный Мозырский завод производит качественный продукт. Это я знаю от самих водителей в Украине. Они с удовольствием покупают наши бензины, дизельное топливо. Мы очень ответственно себя ведем на этом рынке. И мы могли бы, поставляя из альтернативных источников нефть через Украину по трубе «Одесса — Броды», договорившись со странами Юго-Восточной Европы, вместе работать и поставлять нефтепродукты на этот рынок.


Хорошие перспективы просматриваются и на севере:

— Вокруг ближе чем Новополоцк нет заводов. Мы можем вместе работать с Эстонией, Латвией, Литвой, плюс Беларусь, плюс другой рынок, если это нужно будет. В Новополоцке перерабатывать нефть и продавать северным нашим соседям. То есть рынки есть. Хорошие рынки, близкие рынки. 

Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter