Итоги и прогнозы

Чем запомнился минувший год и чего ожидать в 2013 году в экономическом и геополитическом плане?

Чем запомнился минувший год и чего ожидать в 2013 году в экономическом и геополитическом плане?

В начале каждого года политологи и эксперты традиционно подводят итоги года минувшего и пытаются заглянуть в завтрашний день, ответить на вопрос: куда движется мир, к чему готовиться? Это не просто желание объективно осмыслить происходящее, но и попытка найти некий ориентир для дальнейшего движения. Сегодня уже ни для кого не секрет, что мир развивается несравнимо более масштабно, стремительно и непредсказуемо, нежели в прошлом столетии. Меняется состав мировых лидеров, пересматриваются многие ценности, нарастает конкуренция. И в этой системе выигрывает тот, кто бежит чуточку быстрее остальных. В прошлом году Беларусь еще раз доказала свою способность выстраивать успешную антикризисную политику. Можно сказать, что мы достойно вышли из самого сложного периода в своей истории. Но что дальше? Какие проблемы необходимо решать в первую очередь? Как международная обстановка может повлиять на ситуацию в нашей стране и насколько эффективна в противостоянии глобальным вызовам и угрозам евразийская модель интеграции? Об этом шел разговор на заседании круглого стола в “Народной газете” с участием белорусских и российских экспертов.

С учетом национальных интересов

— Ушедший год оказался богатым на события в наших странах и в мире в целом. Какие из них запомнились особо и что, на ваш взгляд, следует выделить в первую очередь?

Александр ШПАКОВСКИЙ (директор информа-ционно-просве-тительского учреждения “Актуальная концепция” (Минск)): — Основным событием экономической жизни Беларуси считаю тот факт, что стране удалось довольно быстро справиться с последствиями тяжелейшего в суверенной истории экономического кризиса и завершить год с положительным сальдо внешнеторгового баланса, достичь, а в отдельных сферах трудовых отношений и превзойти докризисный уровень средней зарплаты.

Однако настораживает, что в общем объеме внешней торговли по-прежнему большую долю занимают нефтепродукты, полученные в результате переработки российской нефти, что делает отечественную экономику в значительной степени зависимой от объемов поставок и отпускных цен на энергоресурсы, которые устанавливаются российскими партнерами. На мой взгляд, для обеспечения устойчивости суверенного развития белорусского государства необходимо усиливать иные экспортные позиции, что невозможно без эффективных управленческих шагов, в том числе тотальной модернизации промышленных предприятий на инновационной основе.

Наиболее заметными явлениями в политической сфере были выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, а также  кадровые решения главы государства относительно ротации высших должностных лиц. Омоложение и изменение состава депутатского корпуса обещает усилить законотворческую работу в стране, сделать ее более инициативной и качественной. Вместе с тем отмечу, что в новом составе парламента практически не представлены политические партии, что  свидетельствует об их низком авторитете в обществе, а также об определенной неразвитости отечественной политической культуры. Это является негативным фактором развития политической жизни страны, создает ситуацию дефицита мнений, идей и оценок, поэтому проблема нуждается в скорейшем разрешении. Полагаю, что существенным фактором для формирования единой по базовым ценностям развития многопартийной системы и становления субъектного гражданского общества могло бы стать введение практики государственного финансирования политических партий и общественных объединений, включая возможность получения зарубежного финансирования под контролем государства. Подобные практики используются, например, в России, Польше, Эстонии и приносят значительный внутриполитический и внешний имиджевый эффект.

Юрий КРУПНОВ (председатель Движения развития, руководитель Института демографии, миграции и регионального развития (Москва)): — Главным, пусть и негативным, событием прошедшего года является продолжающаяся системная деиндустриализация на всем постсоветском пространстве. Наглядный пример: в России за прошедший год в обрабатывающей промышленности сокращено 142 тысячи рабочих мест. Это разительно контрастирует с 25 миллионами рабочих мест, которые предполагается создать до 2025 года. К слову, Беларусь с точки зрения сохранения и развития промышленных производств выглядит лучше всех. Но в целом деиндустриализация на постсоветском пространстве не может не беспокоить.

Сергей МИХЕЕВ (генеральный директор Центра политической конъюнктуры России (Москва)): — Думаю, самое интересное связано с нашими интеграционными инициативами. С начала 2012 года заработало Единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана. На повестке дня  — создание к 2015 году Евразийского экономического союза и это самое позитивное за последние двадцать с лишним лет явление. Запуск ЕЭП, планы по созданию Евразийского союза подтолкнули дискуссию о Союзном государстве. О нем в последние годы говорили мало, а сейчас есть ощущение повышения активности вокруг проекта, который одинаково важен и для Москвы, и для Минска.

Можно также выделить проигрыш правящей партии на парламентских выборах в Грузии. Это говорит о том, что реформы грузинской власти, которые пиарились на постсоветском пространстве чуть ли не как самые успешные, по крайней мере с западной точки зрения, оказались вовсе не столь однозначными. Достаточно интересная ситуация складывалась в Украине и вокруг нее. По результатам выборов в Верховную раду в украинский парламент прошла ультраправая националистическая партия “Свобода”. Ничего подобного в СНГ еще не было. Чем это кончится — неясно, но вряд ли чем-то позитивным.

Что касается других событий в мире, они так или иначе были завязаны на том, что США и их союзники всеми доступными путями обеспечивают свои интересы в разных регионах планеты.

Арсений СИВИЦКИЙ (руководитель Центра страте-гических и внешне-политических исследований (Минск)): — К сожалению, в прошлом году сохранилась тенденция к дестабилизации международной обстановки. Она была вызвана прежде всего событиями, связанными с “арабским пробуждением”, — революционными процессами по трансформации политических режимов в государствах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Угроза новой волны глобального экономического кризиса только усиливает эту тенденцию.

Судя по всему, тренд на обострение международной обстановки продолжится и в наступившем году. Это обострение будет связано в первую очередь с возможной международной военной интервенцией в Сирию с участием стран НАТО и Лиги арабских государств, что впоследствии может привести к масштабному конфликту этих же государств и их союзников с Ираном.

Резервы и возможности

— Исходя из вышесказанного, каким вы ожидаете нынешний год? И что необходимо предпринять, чтобы минимизировать возможные риски, внутренние и внешние угрозы для наших стран?

Александр ШПАКОВСКИЙ: — Этот год в Беларуси объявлен Годом бережливости и не хотелось бы, чтобы это тождество осталось лишь на уровне идеологических абстракций. Полагаю, что необходимым шагом по укреплению экономического потенциала также должны быть управленческие решения, направленные на ликвидацию социального иждивенчества, повышение производительности труда, развитие и поощрение частной инициативы. Стремление отдельных руководителей обеспечить высокую заработную плату и социальные стандарты для населения за счет внешних заимствований либо продажи прибыльных предприятий государственной собственности является ошибочным, экстенсивным вариантом развития нашей экономики. По моему мнению, повышение реальной зарплаты должно быть обусловлено трудовыми достижениями и прибылью предприятия.

Необходимо понимать, что без конкурентоспособного промышленного потенциала Беларусь превращается в геополитический и экономический “ноль”, что уже характерно для отдельных государств Восточной Европы. Поэтому все имеющиеся силы и ресурсы должны быть подчинены условиям модернизации отечественной промышленности.

Александр СИНКЕВИЧ (директор консал-тинговой компании Sinkevich Technologies (Минск)): — Впереди у Беларуси непростой год. Развернутая технологическая модернизация требует серьезной экономической мобилизации, что будет нелегко сделать из-за необходимости погашения крупных внешних заимствований.

Но важным подспорьем и для Беларуси, и для других государств может стать наметившаяся реинтеграция постсоветского пространства. И здесь должна быть четкая внятная стратегия, прежде всего со стороны России.

На мировой арене, очевидно, продолжится нарастание неблагоприятных экономических тенденций, которые неизбежно будут выплескиваться в виде различных конфликтов — социальных, торговых, военных. Но эти негативные тенденции способны привести и к положительному эффекту — например, к сближению стран, заинтересованных в конструктивном сотрудничестве. Это дает надежду на то, что лозунг “интеграция интеграций” от Лиссабона до Владивостока, предложенный Президентом Беларуси, в этом году начнет воплощаться в жизнь.

Юрий КРУПНОВ: — Наступивший год станет решающим. И либо он будет переломным в плане деиндустриализации, либо окончательно лишит нас возможности стать технологически суверенными державами. Для этого мы должны поставить вопрос о новой индустриализации неотверточного типа, о технологическом суверенитете и развитии машиностроения на основе инноваций как ключевого направления в промышленности. Здесь для России, Украины и всего постсоветского пространства большое значение имеет приоритетное развитие авиационной промышленности. Почему бы не сделать 2013 год годом восстановления машиностроения? Это был бы настоящий рывок.

Александр СИНКЕВИЧ: —Такая политика укладывается в русло набирающей силу евразийской интеграции, ставшей знаковым событием прошлого года на постсоветском пространстве. Безрезультатность привычных антикризисных мер и беспомощность мировых элит отчетливо показывают, что рассчитывать придется прежде всего на собственные силы.

Сергей МИХЕЕВ: — Мне кажется, этот год будет поспокойнее, чем прошедший. Все-таки прошлый был високосным, к тому же для многих стран это был год выборов. В России, например, вокруг президентских выборов закручивались  довольно серьезные интриги. Таких митингов, какие прокатились по Москве в прошлом году, не было с 90-х годов. Надеюсь, в 2013 году и Таможенный союз, и Союзное государство будут развиваться более динамично. Наверное, нам еще не раз придется столкнуться с давлением. Достаточно вспомнить недавнее заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что любые интеграционные объединения на постсоветском пространстве априори плохи и нежелательны и США будут делать все для того, чтобы эти проекты не развивались. Очевидно, что спокойно жить нам не дадут. Поэтому нужно последовательно, спокойно двигаться к намеченной цели, согласовывая взаимные позиции.

Евразийский проект

— Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Беларуси с ЕС?

Александр ШПАКОВСКИЙ: — Если говорить о взаимоотношениях Беларуси и Европейского союза, то обе стороны понимают бесперспективность нынешнего положения и практики конфронтации. Ряд руководителей ЕС уже разочаровались в тупиковой тактике санкций и изоляции, которую с определенными целями подсказывают еврочиновникам отдельные “советчики” из числа белорусских политических деятелей, проживающих за рубежом. Подобное понимание наряду со стремлением белорусской стороны к установлению взаимовыгодных, добрососедских отношений со странами Запада является дополнительной возможностью для возвращения к диалогу и сотрудничеству.

Арсений СИВИЦКИЙ: —  На мой взгляд, приоритетным направлением внешнеполитической активности для Беларуси в этом году все же станет участие в евразийских интеграционных процессах, а именно подготовка к образованию Евразийского экономического союза, план создания которого должен быть разработан и принят к маю нынешнего года. При этом стратегической задачей является трансформация повестки дня евразийских интеграционных процессов — переход от унификации условий хозяйствования к реализации крупных инфраструктурных проектов с участием белорусской стороны. Значительный авторитет в рамках процессов евразийской интеграции Беларусь сможет также себе приобрести, если разработает “формулу” привлечения в Евразийский экономический союз новых государств постсоветского пространства — Кыргызстана, Таджикистана, Украины.

— Но Украина, судя по всему, пока пытается усидеть на двух стульях и не готова сделать окончательного выбора между Таможенным союзом и евроинтеграцией. Да и с центральноазиатскими партнерами не все так просто...

Игорь ФИЛЬКЕВИЧ (член экспертно-консультационного Совета при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, доктор экономических наук): —  На политическом уровне Кыргызстан и Таджикистан заявили о стремлении присоединиться к Таможенному союзу. Но с точки зрения экономической тут есть проблемы, поскольку Кыргызстан первым из стран СНГ вступил в ВТО на очень негативных для  России, Беларуси и Казахстана условиях. И если мы просто присоединим эти государства к Таможенному союзу политическим решением, то неизбежны потери, поскольку в рамках Таможенного союза другие условия и правила.

С другой стороны, мы видим, что ситуация в мире остается сложной. ЕС пока не выработал механизма для выхода из зоны риска таких стран, как Греция, Ирландия, Испания, Португалия. Кризисные процессы затронули также ведущие государства еврозоны — Францию и Германию. К тому же Европа сильно зависит от поставок нефти и газа, а в ключевых районах их добычи — на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива сохраняется напряженность. Те государства, которые стремятся проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику не в угоду развитым странам, а в угоду своим национальным экономикам, попадают под серьезное давление, что дестабилизирует обстановку в глобальной экономике. Конфликты там могут принять необратимый характер по примеру Афганистана, где война не прекращается с 70-х годов прошлого века.

Следует учитывать и тот факт, что США постепенно утрачивают свои лидирующие позиции в мировой экономике. Пальму первенства у них отбирает Китай, который в последние месяцы демонстрирует удивительные темпы роста и в торговле с Россией уже вышел на первое место среди ее основных торговых партнеров.

На этом фоне постсоветское пространство рассматривается как один из наиболее стабильных регионов, которому прочат динамичное развитие. В прошлом году в СНГ запустили процесс создания зоны свободной торговли. Все страны заинтересованы в новых формах инновационного партнерства, и в связи с этим в рамках СНГ принята Госпрограмма инновационного развития на период до 2020 года. В этом году председательство в СНГ перешло к Беларуси, которая будет реализовывать программу так называемой экологической экономики, а это одна из ключевых идей развитых стран. Новые формы сотрудничества необходимо развивать и в рамках Союзного государства Беларуси и России, придавая еще большую динамику союзным программам и унификации законодательства.

— Большое спасибо за интересный разговор. Будем надеяться, что нынешний год станет во многом определяющим и для евразийской интеграции наших государств, что создаст предпосылки для укрепления национальных экономик, повышения уровня жизни граждан и станет залогом упрочения национального суверенитета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter