Истребитель И-153 «чайка»

Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н. Поликарпова...

Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н. Поликарпова осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. Основное отличие состояло в убирающемся шасси. Было пересмотрено и изменено много частей и деталей конструкции. В начале 1939 года началось серийное производство.

И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа «чайка». Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья деревянные с обшивкой из фанеры и полотна. Для придания жесткости коробке крыльев применялись расчалки из стальных лент. Шасси убирающееся, трехопорное, с задним колесом. В зимнее время колеса шасси заменялись лыжами от И-16. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-62 с двухлопастным винтом изменяемого шага. Кабина пилота открытая. Часть самолетов оснащалась радиостанциями типа «Орел», «Сокол» или «Малютка». Вооружение состояло из 4 синхронных пулеметов ШКАС. На части самолетов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулеметами БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные приборы, пулеметные контейнеры, реактивные снаряды РС-82. Для увеличения дальности полета на штатные бомбодержатели могли подвешиваться 4 ПТБ по 50 л (такие самолеты поступали в основном в авиацию ВМФ).

Схема и конструкция И-153 были доведены до большой степени совершенства. Его летные качества были выдающимися для полутора-планной схемы. И-153 считался самым совершенным истребителем такой схемы в мире. Но ко времени своего появления маневренность би-плана уже не могла возместить явного отставания в скорости. Наступила эра истребителя-моноплана.

Всего изготовлено 3437 самолетов И-153 всех модификаций. Впервые он применен 7 июля 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол, когда девятка под командованием Героя Советского Союза С.И. Грицевца в воздушном бою над горой Хамар-Даба сбила 4 японских истребителя Ki-27 и без потерь вернулась на свой аэродром. Опыт боевых действий показал, что самолеты И-153 могли применяться только во взаимодействии с И-16, иначе они несли большие потери. К началу войны вместе с И-16 он составлял основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной войны (до 1943 года) в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота несколько И-153 использовались до конца войны для охраны внутренних морских конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в Ле Бурже (Франция).

Несколько трофейных И-153 эксплуатировалось в ВВС Финляндии в 1940—1945 годах (часть из них была передана немцами из числа захваченных летом 1941 года). Известны случаи, когда в бою встречались советские и финские «чайки». В феврале 1945 года оставшиеся в строю 8 «чаек» финны поставили на консервацию. Окончательно они были списаны в 1950 году.

-----------------------------------

Информация к размышлению

За годы войны совершено более 600 воздушных таранов, 34 летчика шли на таран дважды, а Герой Советского Союза П. Хлобыстов – трижды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter