История

На действительно качественные товары сейчас ставится несколько степеней защиты.
Сто лет назад белорусский горожанин, попивающий пиво из Щорсов, заедающий его баранками из Сморгони, сидящий возле печи, облицованной изразцами из Копыси, и прихлебывающий щи из cтолинского или ивенецкого горшка, был, наверное, самым счастливым человеком в мире. Ведь эти словосочетания звучали тогда примерно так же, как сейчас звучат для нас "швейцарские часы" или "французские духи".

Мы привыкли к тому, что бракованный товар можно поменять, мы выбираем из тысяч торговых брэндов, отечественных и зарубежных. Мы просим продавцов показать нам сертификаты качества, опасаясь получить вместо высококлассного товара третьесортную подделку. Не случайно на действительно качественные товары сейчас ставится несколько степеней защиты.

Подчеркнуть индивидуальность своей работы и защитить ее от фальсификаторов умельцы стремились с древних времен. Первым известным нам белорусским мастером, который поставил клеймо на свою работу, стал полоцкий ювелир Лазарь Богша, написавший на знаменитом кресте Евфросинии Полоцкой в 1161 году: "Господи помози рабу своему Лазарю, нареченному Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи".

Именно с этого года на белорусской земле началась эпоха, которая длится до сих пор, - эпоха под знаком качества.

Товар "чистый" и "нечистый"

Тысячу лет назад купцы, закупившие партию знаменитого белорусского воска, с удивлением обнаружили в свежеотлитых головнях камни. Куски воска с такой начинкой весили намного больше. Купцы поняли, что их надули. Наверное, так выглядел первый факт мошенничества, после которого стали появляться прародители закона о защите прав потребителей.

- Самые ранние факты борьбы с фальсификациями относятся к периоду установления единых мер и весов в XI - XII веках, - рассказывает историк Андрей Киштымов. - Тогда, еще в первых торговых договорах Полоцка, Витебска, Смоленска с Ригой, было указано, что при заключении сделок пользоваться собственными весами не позволяется. Каждый производитель и продавец был обязан взвешивать свой товар на публичных весах, которые устанавливались местной властью, причем проводил эту ответственную операцию специально назначенный весовщик. Только после прохождения такой "сертификации" продукция клеймилась и ее можно было везти на продажу в "дальнее зарубежье". Таким образом защищалась репутация товара, произведенного в Беларуси.

Нарушители подобных средневековых законов карались незамедлительно. В одном из договоров, датированном 1130 годом, говорится: "Аже привезет нечистый товар, а нелюб будет, поехати ему назад со своим товаром, а свой князь тамо казнит его". Попросту говоря, человек, попавшийся на фальсификации, немедля отправляется домой со своими пожитками и там наказывается своим князем.

Медаль за озеро с карпами

В середине XIX - начале XX века в мире происходит выставочный бум. Благодаря этому появляется еще один "знак качества". На этикетках с товарами появляются золотые, серебряные и бронзовые круглые печати - это медали, полученные производителем на местных и международных выставках.

Похвастаться целой коллекцией наград могли многие белорусские производители. К примеру, одна только гродненская табачная фабрика И.Шерешевского вслед за серебряной медалью, завоеванной "за хорошее качество изделий из табака при довольно значительном производстве" на Всероссийской выставке 1882 года, получила серебряные медали на международных выставках в Амстердаме, Новом Орлеане, на Всемирной выставке в Париже. Немного позже гродненский табак завоевал и золотую медаль на другой Международной выставке - в Турине.

Минская юбилейная выставка 1901 года отметила золотой медалью хозяйство по разведению карпа на озере Альба в радзивилловском имении Несвиж. Работы по устройству этого хозяйства были начаты в 1892 году под руководством известного ихтиолога М.Гирдвойня и закончены спустя три года. Выставочный "Отчет" отмечал: "Рыбное карповое хозяйство в имении Несвиж князя А.В.Радзивилла, называемое Альбянским, по имени своего основного озера, может соперничать даже с самыми образцовыми этого рода хозяйствами не только в нашем крае, но и за границей..."

Единственным экспонатом от Российской империи на Лондонской всемирной выставке 1862 года было творение "часовых дел мастера" Генриха Сона из Могилева. Его часы с механизмом собственного изобретения были удостоены почетного отзыва. Еще более сложные часовые конструкции мастер представил на следующую, парижскую всемирную выставку 1867 года. Это были часы с годовым заводом, а также маленькие сферические часы в виде брелока, в форме золотой пули. Несмотря на то, что на этот раз Российскую империю представляли шесть экспонентов, а также на сильную конкуренцию со стороны часовщиков из таких признанных центров часового дела, как Швейцария, Великобритания и Франция, могилевский часовщик вновь завоевал награду.

Каждый белорусский производитель старался "заклеймить" свой товар как можно большим количеством медалей. Для некоторых охота за ними стала даже своего рода спортом. Поэтому отдельные изобретения и награды за них воспринимаются сегодня как курьез. Например, "публичная похвала", которой был удостоен на Мануфактурной выставке 1861 года лекарский помощник Петров "за придуманную им весьма практичную машинку для прокалывания ушей". Вместе с тем не прообразом ли современного пылесоса был продемонстрированный на Всероссийской гигиенической выставке 1913 года А.В.Казариновым из села Миловиды Гродненской губернии "аппарат для беспыльного метения пола"?

Одобрено государством

Но самой высокой наградой для дореволюционного производителя была возможность поставить на своей продукции государственный герб. Его наличие говорило о качестве продукта красноречивее любой рекламы. Такой чести удостоились три белорусских предприятия. При этом во всей России среди всех отраслей, от металлургии до парфюмерии, подобных предприятий было лишь несколько сотен.

Первой "...право употреблять государственный герб на вывесках фабрик и изделиях оных..." получила находящаяся в Слониме суконная фабрика графа Новосильцева "...за сукна, одобряемые китайцами, и за усиливаемое производство оных".

Позже государственным гербом на своей продукции могла пощеголять Добрушская бумажная фабрика, которая удостаивалась высшей награды всероссийских выставок дважды. Такую высокую оценку имели лишь немногие предприятия Российской империи. По заключению экспертной комиссии Всероссийской выставки 1882 года, Добрушская фабрика награждалась "за превосходное качество и относительную дешевизну всех сортов изготовляемой бумаги, при постоянном стремлении к усовершенствованию производства...". Причем подчеркивалось: "В то время, когда все прочие отрасли нашей промышленности довольствуются производством средних товаров, писчебумажная производит высшие сорта и дает полную возможность обходиться без заграничной бумаги".

Третьим обладателем высокой награды, в 1896 году, стало селекционное хозяйство Марии Ксавельевны Потоцкой, расположенное в Высоко-Литовском имении. Графиня получила право на изображение герба "за вполне рациональное, лучшее в России образцовое семенное хозяйство, представленное многочисленными образцами семян выдающегося качества".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter