Исторический музей представил редкую коллекцию старинных фотопластинок

История в тысячах стекол

Выставка Национального исторического музея «Савва Сивко. Фотограф Любчанского края» — итог почти детективного расследования, объединившего десятки людей в Минске и на Новогрудчине. 



Срежиссировано с любовью — длинный коридор, ведущий к выставке, покадрово демонстрирует долгий путь музейных сотрудников, позволивший НИМ стать обладателем редчайшей коллекции стеклянных негативов первой половины минувшего века и установить имя их автора. В пространстве выставочного зала прошлое оживает вместе с людьми на фотографиях, отпечатанных на винтажной фотобумаге по довоенным рецептам. Экскурсоводы не нужны: многие изображения комментируют сами участники давних фотосессий, запечатленные здесь еще детьми. Голоса этих людей, записанные в экспедициях, стали уникальным дополнением к музейной коллекции старинных фотопластинок. Их воспоминания о прежних временах гости выставки могут услышать с помощью специального аудиогида. А с января — еще и увидеть лица потомков героев фотографий Саввы Сивко, странствовавшего по деревням Новогрудчины с самодельным экраном — «маляванкай» и фотоаппаратом, привезенным из Германии.

Одна из загадок, связанных с коллекцией его стекол, осталась без ответа. Как эти фотопластинки оказались на Вернисаже в Измайлово, старейшем блошином рынке Москвы? Музейные сотрудники подтвердили предположения частного коллекционера, купившего там первые 582 негатива. Каждый из них оказался частью истории Беларуси. Опознали башню Любчанского замка, несколько церквей в окрестностях Любчи — и отправились в экспедицию. Первый кадр обнаружили в деревне Куписк, уточняет куратор выставки, заведующая отделом письменных и изобразительных источников НИМ Надежда Савченко:

— В семье Виктора Золотилина сохранилась старая карточка его мамы, на которой дети местной школы пьют какао. Оказывается, в 1920–х годах, если в семейном владении было меньше трех гектаров земли, раз в неделю дети получали какао и рыбий жир бесплатно. Однако подписи фотографа нигде не было.

На реставрацию экрана–«маляванкi» Юлии Дранец потребовался год — сохранилось всего 40 процентов рисунка.

К музейным поискам активно подключились сельчане. В конце концов вышли на 98–летнего жителя деревни Няньково Ивана Игнатьевича Комара, узнавшего себя на одном из фото и не сдержавшего восклицания: «Да это же наш Савка!»
Историк Надежда Савченко:

— Это поистине суперархив, ситуация для нашей страны уникальная. Сохранилось 1.028 негативов на стекле постановочного и репортажного плана, позволяющих назвать Савву Сивко документалистом своего региона.
Оказалось, что в Сенно, родной деревне Саввы Сивко, до сих пор живет его племянник, Павел Павлович, разменявший девятый десяток. И дом фотографа стоит, хотя давно нежилой. На чердаке этого дома музейщики нашли еще 400 с лишним стекол. Там же обнаружился и двухметровый экран, который Савва Сивко носил с собой от деревни к деревне в течение 30 лет. Подобных раритетов практически не осталось — до недавнего времени был известен всего один такой экран для старинных фото, который сохранился в Польше.



Вместе с деталями прежнего быта на восстановленных кадрах удалось реконструировать и био-графию фотографа. Родившийся в 1888 году, в годы Первой мировой Савва Сивко воевал, попал в плен и 7 лет провел в Германии, где научился водить трактор, делать сыры и фотографировать. На родину вернулся с фотоаппаратом и книгой «Христианское нравоучение», помогавшей ему сохранить себя на чужбине. По приглашению местного пана наладил сырное производство, а фотографировал больше для души. И едва ли он думал, пешком отправляясь за фотоматериалами в Минск, что только его фотоархиву суждено уцелеть через годы военных пожаров и других испытаний, уготованных родине.

АНОНС

В январе Национальный исторический музей презентует публике вторую часть проекта, посвященного Савве Сивко. В процессе работы над фотоотпечатками с оригинальных стеклянных пластинок фотохудожник Альберт Цеханович решил, что у этой темы должно быть продолжение. Вместе с коллегами он разыскал потомков запечатленных на стекле людей и теперь готовится показать сегодняшнюю жизнь деревень, в которых побывал Савва Сивко. В проекте «Любчанский край. Люди и время» примет участие также Иван Игнатьевич Комар, фотограф из деревни Няньково.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter