От батлейки до Большого: история и традиции белорусского театра в старых фотографиях

История в рамке рампы

Наверное, не совсем справедливо безоговорочно соглашаться с утверждением, что театр начинается с вешалки. Для одних он начинается с репертуара, для других — со звезд, выходящих на сцену, а для третьих, как книга, — с обложки или, если угодно, фасада. У кого-то он подчеркнуто аскетичный, у кого-то ажурный, подчас даже вычурный, а у кого-то — эпически-монументальный, как облик героев античности. Ведь, согласитесь, глядя на здание Большого театра Беларуси или Купаловского, возникает непреодолимое желание всенепременно попасть внутрь. Ну а там уже и до вешалки, то есть до гардероба, рукой подать...

Витебск. Городской театр. Начало ХХ века.

У белорусского театрального искусства — богатейшая история и роскошнейшие традиции. Начальные и вполне удачные опыты создания театра в Беларуси были уже во времена Великого Княжества Литовского — при коллегиумах и семинариях возникали школьные театры, первый из них был организован в Полоцке. Параллельно возник и стал пользоваться огромной популярностью народный кукольный театр батлейка.

В середине XVIII века влиятельная белорусская знать стала создавать собственные театры. Свои сценические залы, возведенные, как правило, итальянскими архитекторами, существовали в имениях Тышкевичей в Плещеницах и Свислочи, Хрептовича — в Щорсах, князя Любомирского — в Дубровно, графа Чернышева — в Чечерске и Могилеве. Самый известный театральный проект того времени осуществил Михаил Казимир Радзивилл, супруга которого Франциска была не только ярой поклонницей театрального искусства, но и лично написала для театра 16 комедий, трагедий и оперных либретто. Радзивилловские театры в Несвиже и Слуцке, к сожалению, существовали сравнительно недолго: чуть более десяти лет. Следующей яркой вехой в белорусской театральной истории стали храмы Мельпомены в Гродно (старейшее здание театра в Беларуси, сохранившееся до сих пор, возведенное по заказу Антония Тизенгауза) и Слониме.

Орша. Городской театр. Начало ХХ века.
Построенное в 1788 году с легкой руки Михаила Казимира Огинского двухэтажное здание «Опергауз», вмещавшее около 2 тысяч человек, стало настоящей жемчужиной города, полюбоваться на которое и посетить потрясающие представления приезжали театралы из многих европейских городов.
Невозможно обойти стороной и один из самых знаменитых театров, существовавших в XVIII столетии на белорусской земле, — шкловский театр графа Семена Зорича, представления в котором, по свидетельству очевидцев, не уступали, а порой и превосходили по роскоши постановок и декораций лучшие придворные сцены.

Пинск. Петербургская улица и театр Корженевского. Начало ХХ века.

В XIX веке театральная жизнь стала постепенно менять направленность: на базе частных антреприз стали возникать городские театры — ими обзавелись практически все крупные белорусские города.

В 1845‑м первый постоянный профессиональный театр был открыт в Витебске в старом жилом доме на Замковой горе, впоследствии перестроенном под театр архитектором П. И. Червинским. А в 1874 году в будущей культурной столице появился Ростовцевский театр на Смоленской базарной площади, о котором пресса писала следующее: «Здание, которое может соперничать с театрами больших городов».

Пинск. Театр «Казино». Начало ХХ века.

Следующим обзавелся своим собственным храмом искусств Могилев — в 1888‑м по проекту архитектора Камбурова было построено здание городского театра, которое до сих пор является одной из главных городских достопримечательностей.

В Минске в начале XIX века главные театральные подмостки располагались в бывшем доме Соломонова на Соборной площади — именно там в 1852 году прошла премьера комической оперы «Крестьянка» Дунина-Марцинкевича. Затем приютом для театралов стала городская Ратуша. И только в 1890‑м в Александровском сквере состоялось торжественное открытие Минского городского театра, в 1920‑м переименованного в Белорусский государственный, а для современных минчан ставшего просто «Купаловским».

Жлобин. Театр. Начало ХХ века.

Кипела театральная жизнь и в небольших провинциальных городах. В 1872 году, когда начались работы по благоустройству Орши, был заложен городской «Английский сад» — в нем нашлось место деревянному двухэтажному театру, который носил претенциозное имя «Модерн».

В Пинске на начало XX столетия и вовсе существовали две сценические площадки: построенное еще в 80‑х годах предыдущего века деревянное здание купца Янкеля Больцмана и театр Корженевского, возведенный в 1901‑м, располагавший зрительным залом на тысячу мест и считавшийся самым крупным в губернии. Еще в одной архитектурной достопримечательности Пинска, кинотеатре «Казино», имеющем 110‑летнюю историю, сейчас располагается Полесский драматический театр.

Рогачев. Городской театр. Начало ХХ века.

Свой театр имелся и в Рогачеве. Он был построен в 1912 году, имел вполне солидный зал на 500 мест и слыл настоящим культурным центром у местной интеллигенции.
Небольшой деревянный театр в начале минувшего века существовал даже в Жлобине, который в те времена был далеко не тем крупным промышленным городом, который мы знаем сегодня, а всего лишь небольшим местечком.
Большинство профессиональных театров, которых в Беларуси сейчас в общей сложности 28, в том числе Большой в Минске, областные драматические в Витебске, Гомеле, Бресте, Гродно и многие другие, были построены в послереволюционный и послевоенный периоды. Но это уже отдельная и очень масштабная история, которую не уложить в несколько абзацев газетного текста.

Фото из личной коллекции автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter