Прогуливаться по красивой мостовой приятнее, чем по асфальту. Вот только современная плитка не блестит, как старые булыжники на солнце после дождя. Исключения бывают, но редко...
Кстати, любопытно: остались ли еще где–нибудь настоящие булыжные мостовые? Порасспросил знакомых краеведов, и те удивили: почти всюду, только камни давно закатали под асфальт. Вот, например, бывшая минская улица Бернардинская, в начале 90–х названная в честь святых Кирилла и Мефодия. До недавнего времени она еще сохраняла под асфальтом брусчатку XVIII века, приоткрыл мне одну из городских тайн сотрудник академического Института истории Олег Дернович. «И знаете, это не просто камни какие–то, — добавил ученый. — Такие мостовые вы и в Брюсселе не везде сразу отыщете. Потому что выкладывать улицы брусчаткой начали массово не так давно — всего в XIX веке. А тут, на окраине Европы, считайте, на сто лет более древний артефакт!»
Но кому–то помешали старые камни, нет их уже на своем месте, где–то погибли разбросанные...
Походил–побродил я по Минску, но настоящий, как говорят по–белорусски, «брук» нашел, к сожалению, лишь в одном месте — на спуске по улице Кирова от бывшей «Ленинки» к реке Свислочь. Тут до сих пор машины карабкаются в гору, как сизифы, скользя колесами по камням. Зато весьма необычно ехать со спуска, трясет, как в дореволюционной кибитке. Пофантазировав, можно даже вообразить, что едешь в экипаже. Тем более что впереди — бывший Губернаторский сад, прямо как на открытке XIX века.
«Затаившаяся» в самом центре Минска аутентика поражает, это чудо из чудес. Однако в Западной Европе старинные тротуары, пусть даже «всего–то» XIX столетия, берегут, как приятную мелочь из «прошлой жизни». Изюминку городского экстерьера. У нас же старый булыжник до сих пор недооценен.
Судите сами. Буквально на днях в Гродно на Советской площади рабочие выкорчевали бордюры 30–х годов с клеймом «MAGISTRAT MIASTA GRODNO» на польском языке. Куски старинной мостовой, как выяснилось, выдирают из исторического центра, чтобы затем уложить ими дорожки... в «спальных» районах! Оригинальный, однако, круговорот стройматериалов, не правда ли?
Бордюры на самом деле добротные и пролежали бы не один десяток лет, удивляя прохожих диковинным в нашу эпоху словом «магистрат». Но увы: еще один фрагмент нашей истории ушел прямо из–под ног...
Меж тем произошедшее в Гродно, к сожалению, — не некое исключение, а, скорее, правило. Наблюдательные прохожие на минской площади Независимости, вероятно, замечали старый люк, установленный здесь не позднее 30–х годов XX века. Об этом говорит и прежнее название столицы, отлитое в металле, — «МЕНСК». Чугунный «блин» пролежал, вмурованный в тротуар, семьдесят лет, повидал тысячи знаменитостей, впитал в себя следы миллионов людей. Но после недавней реконструкции площади исчез. А на его месте появилась обычная, успевшая проржаветь круглая железяка. Может, люк пригодился, как те бордюры, где–то в «спальном» микрорайоне?
А мы по–прежнему тем временем оглядываемся на другие страны, где так много сохранилось культурных памятников прошлого. За сумасшедшие деньги проносимся галопом по Европам, восхищаясь величественным Парижем и миниатюрным Амстердамом. А когда наконец начнем ценить достоинства собственных городов? В Гродно ведь пока еще целы многие другие старинные мостовые. Есть такие и в иных городах. Тех, которые поменьше и в которые еще не добрался «евроремонт». В древнем Браславе, прославленном Ракове (ныне пониженном в статусе до деревни), в полесском Столине... Не всюду разбросаны камни, не везде история ушла в небытие. И все же иногда не хватает твердой булыжной мостовой под ногами именно в своем родном городе, здесь и сейчас...
История уходит из–под ног?
Прогуливаться по красивой мостовой приятнее, чем по асфальту. Вот только современная плитка не блестит, как старые булыжники на солнце после дождя. Исключения бывают, но редко...