История уходит из–под ног?

Прогуливаться по красивой мостовой приятнее, чем по асфальту. Вот только современная плитка не блестит, как старые булыжники на солнце после дождя. Исключения бывают, но редко...
Прогуливаться по красивой мостовой приятнее, чем по асфальту. Вот только современная плитка не блестит, как старые булыжники на солнце после дождя. Исключения бывают, но редко...

Кстати, любопытно: остались ли еще где–нибудь настоящие булыжные мостовые? Порасспросил знакомых краеведов, и те удивили: почти всюду, только камни давно закатали под асфальт. Вот, например, бывшая минская улица Бернардинская, в начале 90–х названная в честь святых Кирилла и Мефодия. До недавнего времени она еще сохраняла под асфальтом брусчатку XVIII века, приоткрыл мне одну из городских тайн сотрудник академического Института истории Олег Дернович. «И знаете, это не просто камни какие–то, — добавил ученый. — Такие мостовые вы и в Брюсселе не везде сразу отыщете. Потому что выкладывать улицы брусчаткой начали массово не так давно — всего в XIX веке. А тут, на окраине Европы, считайте, на сто лет более древний артефакт!»

Но кому–то помешали старые камни, нет их уже на своем месте, где–то погибли разбросанные...

Походил–побродил я по Минску, но настоящий, как говорят по–белорусски, «брук» нашел, к сожалению, лишь в одном месте — на спуске по улице Кирова от бывшей «Ленинки» к реке Свислочь. Тут до сих пор машины карабкаются в гору, как сизифы, скользя колесами по камням. Зато весьма необычно ехать со спуска, трясет, как в дореволюционной кибитке. Пофантазировав, можно даже вообразить, что едешь в экипаже. Тем более что впереди — бывший Губернаторский сад, прямо как на открытке XIX века.

«Затаившаяся» в самом центре Минска аутентика поражает, это чудо из чудес. Однако в Западной Европе старинные тротуары, пусть даже «всего–то» XIX столетия, берегут, как приятную мелочь из «прошлой жизни». Изюминку городского экстерьера. У нас же старый булыжник до сих пор недооценен.

Судите сами. Буквально на днях в Гродно на Советской площади рабочие выкорчевали бордюры 30–х годов с клеймом «MAGISTRAT MIASTA GRODNO» на польском языке. Куски старинной мостовой, как выяснилось, выдирают из исторического центра, чтобы затем уложить ими дорожки... в «спальных» районах! Оригинальный, однако, круговорот стройматериалов, не правда ли?

Бордюры на самом деле добротные и пролежали бы не один десяток лет, удивляя прохожих диковинным в нашу эпоху словом «магистрат». Но увы: еще один фрагмент нашей истории ушел прямо из–под ног...

Меж тем произошедшее в Гродно, к сожалению, — не некое исключение, а, скорее, правило. Наблюдательные прохожие на минской площади Независимости, вероятно, замечали старый люк, установленный здесь не позднее 30–х годов XX века. Об этом говорит и прежнее название столицы, отлитое в металле, — «МЕНСК». Чугунный «блин» пролежал, вмурованный в тротуар, семьдесят лет, повидал тысячи знаменитостей, впитал в себя следы миллионов людей. Но после недавней реконструкции площади исчез. А на его месте появилась обычная, успевшая проржаветь круглая железяка. Может, люк пригодился, как те бордюры, где–то в «спальном» микрорайоне?

А мы по–прежнему тем временем оглядываемся на другие страны, где так много сохранилось культурных памятников прошлого. За сумасшедшие деньги проносимся галопом по Европам, восхищаясь величественным Парижем и миниатюрным Амстердамом. А когда наконец начнем ценить достоинства собственных городов? В Гродно ведь пока еще целы многие другие старинные мостовые. Есть такие и в иных городах. Тех, которые поменьше и в которые еще не добрался «евроремонт». В древнем Браславе, прославленном Ракове (ныне пониженном в статусе до деревни), в полесском Столине... Не всюду разбросаны камни, не везде история ушла в небытие. И все же иногда не хватает твердой булыжной мостовой под ногами именно в своем родном городе, здесь и сейчас...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter