«Мы очень счастливы. Мы на Родине». Белорусы, эвакуированные из Судана, вернулись в Минск

Эвакуированные из Судана белорусы благополучно добрались до Минска. Из Москвы молодые люди прибыли на поезде. Радостные улыбки, объятия с родными, слезы счастья и слова благодарности. Операция по спасению Мариам и Аммара Агеевых стала возможной благодаря посольству Беларуси в Египте и иным заинтересованным из нашей страны.

Едва сойдя с поезда, Мариам поделилась эмоциями с журналистами:

– Я хочу сказать спасибо нашему Никите из посольства Беларуси в Египте. Если бы не он, мы бы не добрались. В Судане полномасштабная гражданская война. Сначала была просто, как говорили, заварушка. И все говорили, что быстро с ней справятся. Но оказалось все не так просто. В Минске холодно. Но мы очень рады, что вернулись домой. Сначала мы будем спать, потом я буду есть мороженое «Каштан». Это мое любимое мороженое с детства. Мы очень счастливы, мы на Родине.

О подробностях произошедшего sb.by рассказала мама Мариам и Аммара Ольга Агеева.

По ее словам, с отцом Мариам и Аммара она познакомилась в Беларуси. Во времена БССР в Минске училось много иностранцев по обмену. Будущий муж минчанки получал образование в Минском политехническом институте (сегодня БНТУ. – Прим. ред.) на архитектурном факультете. Через несколько лет после того, как родилась старшая дочь, Ольга Агеева переехала к мужу в Судан:

– Я приехала к нему на свой страх и риск. И поначалу все было хорошо. Мы вместе начинали с нуля. Очень хорошие отношения сложились у меня со свекровью. Суданский народ я полюбила всей душой, несмотря на разницу в обычаях и традициях.


В Судане Ольга прожила 18 лет. За эти годы она много раз приезжала с детьми в Минск.

– И каждый раз они не хотели уезжать. Очень любили нашу столицу, – вспоминает собеседница.

Однако в последнее время криминогенная обстановка в Судане с каждым днем становилась все хуже:

– Было очень много преступлений. У меня были две большие собаки, и я ходила по улице только с ними, иначе было небезопасно.  

Со временем Ольга поняла, что должна уехать из страны. И причина была даже не в разгуле преступности:

– В районе, где мы жили, постоянно возникали вспышки малярии. Переболела ею раз 50 точно. Я была «рекордсменом» в своем округе. В лаборатории даже деньги уже не брали, потому что бедная иностранка болеет без остановки. А в первый раз, когда я заболела, сразу не поняла, что именно со мной происходит. Думала, что просто отравление. И это дало серьезное осложнение на мозг, я впала в кому на шесть суток. Хорошо, что грамотные врачи вытащили меня с того света. Мне сказали, что я попала в те пять процентов, которые выживают в такой ситуации.


На тот момент дети были уже взрослыми. Сын учился в старших классах, дочь – в медицинском колледже. С ними остался папа, который очень любит свою семью. Ольга уехала в Беларусь с младшим сыном Иматом.

Но, по словам собеседницы, в 2023 году стало понятно, что находиться в Судане дальше попросту небезопасно:

– В один момент в городе появились боевики. А недавно детей ограбили с ножом, чуть не убили, – вспоминает Ольга.

Минчанка понимала: детей надо вытаскивать, хотя они уверяли, что справятся сами. Отец также занимался вопросом эвакуации. Но все оказалось не так просто. Египетская сторона затягивала с выдачей виз.

– И я даже не знала, что делать толком. Думала, может, позвонить в наше Министерство иностранных дел, в приемную. А потом я вспомнила про посольство, где моим детям делали документы. Написала на электронную почту. И мне ответили буквально через два часа! В разговоре атташе Никита Игоревич (потом он уже сказал называть его просто Никита) заверил: «Успокойтесь, мы их в обиду не дадим. Будем работать». И знаете, он меня обнадежил и вселил уверенность, что все будет хорошо.


В течение двух недель шли переговоры об эвакуации молодых людей. Ольга Агеева говорит, что связь с детьми была, но очень плохая. Чтобы позвонить в Беларусь, Мариам и Аммар ходили на далекие возвышенности, где ловила сеть. Затем сложный путь до погранперехода, где белорусов встретил наш дипломат.

– Когда мне позвонили и сказали: «Привет, мама, нас уже встретили дипломаты, мы едем в Каир», я буквально летала на крыльях на работе от радости. Наш дипломат, ожидая моих детей, провел двое суток на границе. Я знаю, что он сказал им: «Не беспокойтесь, не оставлю вас» и сделал все, чтобы им было тепло (ночи сейчас в Египте холодные) и чтобы они были в безопасности.

Ольга Агеева говорит, что пока не знает, как дальше сложится судьба ее детей. Мариам завершила врачебную хирургическую практику. И теперь в Беларуси ей предстоит подтвердить свой диплом. Аммар, ему 17 лет, не успел окончить школу в Судане. Но главное, что они теперь в безопасности.   


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter