История с улыбкой ностальгии

Книжный навигатор

Лiтаратура першай паловы XIX стагоддзя. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Это третий том серии «Залатая калекцыя беларускай лiтаратуры», ставшей настоящим подарком для читателя. Малоизвестные произведения, переводы, отрывки из хроник и мемуаров, апокрифы и городской фольклор... Каждый том представляет богатейший материал для изучения какой–то эпохи и заполняет белые пятна. В третьем томе собрана литература эпохи романтизма. Здесь много переводов с польского языка — он был еще основным в пользовании у образованных людей, но именно в эту эпоху начинают появляться и литературные произведения на белорусском, интерес к фольклору. Начинается том со знаменитой анонимной поэмы «Энеiда навыварат». Публикуются стихотворения Юльяна Немцевича, Яна Ходьки, Антония Горецкого, Томаша Зана, Тадеуша Лады–Заблоцкого, Антония Одынца... Невозможно обойтись и без «Шляхцiца Завальнi» Яна Барщевского, «Успамiнаў Саплiцы» Генрика Жевуского... Ощутить старосветчину, узнать о судьбах наших земляков, о которых следует снимать сериалы, можно и по «Лiтоўскiм прыгодам» Игнатия Яцковского, и по воспоминаниям Франца Савича. А для любителей готики и романтизма открытием станет, например, рассказ Ганны Мостовской «Не заўсёды робiцца, як гаворыцца» — тут и рыцарский турнир, и привидения в замковых подземельях, и верная любовь, и подлый заговор. В общем, советую тома этой серии собирать, домашнюю библиотеку они украсят.


Серебряный век русской журналистики. Санкт–Петербург, Азбука, 2012.


Может ли быть публицистическая статья интереснее романа? Может, если ее написал Влас Дорошевич или Аркадий Аверченко. В начале XX века крупные писатели занимались критикой и журналистикой охотно и с удовольствием, так же, как сегодняшние идут на ток–шоу и заводят блоги. Того блеска, остроумия, умения в одной фразе сказать все превзойти не удастся, наверное, никогда. Вот Дорошевич пишет о визите к драматургу, переделывающему для сцены под своим именем классику: «По стенам — портреты великих писателей. Все в гробу». Чехов, Брюсов, Амфитеатров, Тэффи. Юмор и язвительность, сарказм и легкая насмешка — все оттенки острого ума, и при этом затрагиваются и серьезные проблемы, и пробуждаются высокие чувства, и нет ни пошлости, ни эпатажа, ни дешевых приемчиков для изобретения сенсации. К тому же злободневности тексты не утратили: например, рецепт, как стать знаменитым литератором, не умея писать и путая Рубенса с Робинзоном Крузо, данный Аверченко в рассказе «Золотой век», с успехом используется и поныне. Да, на таких образцах публицистики можно учиться. А читателям — просто получать удовольствие от текста.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter