История с продолжением

В самом центре Риги на площади латышских стрелков стоит черное здание правильной прямоугольной формы. Не могу сказать, что оно некрасиво, но это здание определенно не вписывается в архитектуру старого города. Уже не первый год ходят разговоры о том, что это “советское наследие” надо снести. Раньше, многие помнят, в черном здании находился музей латышских стрелков, знаменитых тем, что в 1918 году охраняли лидеров большевиков. Сделали они свое дело добросовестно, за что, собственно, при Советской власти им и был поставлен памятник с табличкой “1918—1920 гг.”. После распада СССР и обретения Латвией независимости, пересмотр официальной истории произошел немедленно. Табличку поменяли на “1915—1920 гг.” (в 1915 году латышские батальоны вступили в борьбу с немцами). А в 1993 году кардинально изменил свою направленность и музей в черном здании — он стал Музеем оккупации (1940—1991). Любопытно, что при этом латышские стрелки на памятнике в центре площади остались стоять со звездами на фуражках — даже в пределах сотни квадратных метров оказалось непросто разобраться с субъективным и объективным в истории.

Сегодня музей оккупации — неотъемлемая часть Риги. По крайней мере, через него, помимо туристических троп, проходят маршруты официальных гостей Латвии: от президентов до британской королевы. Официальным лицам, наверное, легче. У них свои, политические задачи. Тем более что нынче в Латвию едут в основном западные политики, которым ничего не стоит кивнуть головой в знак согласия с экскурсоводом, даже когда тот рассуждает о самых спорных моментах нашей истории. Простому человеку с востока, с несколько другими, даже личными (вспомните про каждого третьего погибшего на войне белоруса) ценностными ориентирами здесь сложнее. Например, смотреть на фотографию, где немцев в 1941 году встречают с цветами как освободителей. Неспроста  вокруг таких музеев (аналогичные музеи оккупации открыты в Вильнюсе, Тбилиси и Киеве) кипят политические страсти.
Спокойный немец и суровый русский
Тематически экспозиция музея разделена на три периода: I советская оккупация (1940—1941), фашистская оккупация (1941—1944/45), II советская оккупация (1944/45—1991)
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять — именно о советской оккупации идут самые ожесточенные споры. Одни называют экспозицию (припоминая реабилитацию латышских легионеров СС) попыткой “возродить фашизм”, другие — формированием “национальной идеи”; первые вспоминают, сколько ресурсов СССР вложил в Латвию во второй половине прошлого века, вторые — сколько СССР депортировал латышей до и после войны. Но, как мне показалось, главная причина споров — сравнение режимов Сталина и Гитлера. Официально Латвия уравняла тиранов в ответственности за латвийские беды. Портреты Сталина и Гитлера, дополненные одинаковыми с точки зрения композиции изображениями их армий, висят в самом начале музея друг напротив друга...
Советская власть на самом деле в 1940 году повела себя жестко. После того как СССР и Германия в 1939 году пактом Молотова — Риббентропа разделили сферы “обоюдных интересов”, Прибалтика попала в сферу Союза. По официальной советской версии, которая десятилетиями вообще отказывалась признавать довоенные договоренности с Германией, СССР, введя в Латвию войска, оказал стране помощь по просьбе латышского населения, испугавшегося немецкой агрессии. А ночью 14 июня 1940 года около 15,5 тысячи жителей Латвии были арестованы и депортированы в отдаленные районы Советского Союза. В основном были отобраны семьи, члены которых занимали руководящие должности.
— Недавно по российскому каналу смотрел фильм про 40-й год, — рассказывает Андрей, один из сотрудников музея. — Там показывали документальные кадры — латыши встречают Советскую армию с цветами...
— Не встречали? — уточняю.
— Нет, конечно. Это снимала советская пропаганда.
— А немцев встречали с цветами?
— Да.
— Немецкая пропаганда...
— У нас это и написано под фотографией. Но многие на самом деле выходили встречать немцев как спасителей от депортаций, конфискаций и прочего. У моих родственников был дом в Риге, который Советы отняли вместе с имуществом. Чудом родственники избежали ссылки. Пришли немцы — отдали дом.
— Андрей, вы же не можете не знать, какие у нацистов были планы по поводу Латвии...
— Да. Планировалось выселение в Сибирь. Но с точки зрения рядового человека, не знакомого с фашизмом и их планами, немец казался безопаснее русского. Дело в том, что фашисты больше давили на пропаганду и агитацию, а карательные мероприятия старались... вуалировать. Показательные же акции СССР у многих остались в памяти.
...Как можно завуалировать фашистские карательные мероприятия или лагерь в Саласпилсе (известный тем, что поставлял на нужды немецкой армии детскую кровь), я от растерянности даже не уточнил. Думаю, что Андрей, очень воспитанный и заинтересованный в истории молодой человек, хотел сказать совсем иное: “Латыши сражались не столько за Гитлера, сколько против сталинского террора 1940 года”.
—  Мы не ставили целью сравнивать цифры: сколько латышей убил один, сколько другой, — рассказывает Андрей. — Хотя есть приблизительные цифры: около 120 тысяч человек были депортированы Советами (двумя массовыми депортациями 1941 и 1949 года были переселены около 58 тысяч латышей
(— Авт.), и около 90 тысяч (из которых 70 тысяч — евреи) жителей Латвии были уничтожены немцами. Но человеческие жертвы это только часть оккупации — огромные изменения произошли в головах, люди отвыкли работать, стали другими.
Что это было?
Споры по поводу того, была ли Латвия оккупирована СССР, продолжаются. Одни считают, была оккупирована, другие — инкорпорирована, третьи — аннексирована. По крайней мере, документально можно установить, что:
1. Во время присоединения Латвии к СССР страны не находились в состоянии вооруженного конфликта.
2. Ввод советских войск был осуществлен по Договору между СССР и Латвией.
3. Жители Латвии получили гражданство СССР, все социальные, политические и экономические права были предоставлены наравне с другими жителями СССР.
Почему продолжаются эти юридические “разборки”? Возможно, больше всего они нужны самой Латвии, чтобы решить свои проблемы с “негражданами”: признание Россией факта оккупации автоматически станет признанием того, что 460 тысяч “неграждан” находятся в Латвии незаконно.
Последний же, третий, пункт, на мой взгляд, самый важный. Ведь вместе с “правами” все народы Союза получили в свое время и “обязанности”. Разве не коснулись страшные репрессии НКВД белорусов, россиян? ГУЛАГ ведь не только латыши наполняли... Поэтому ставить оккупацию в вину сегодняшним поколениям, по крайней мере, несправедливо. Кстати, в Тбилиси тоже существует музей оккупации. Правда, там сразу оговорились, что не имеют претензий к Советской власти, просто хотят показать реальную историю. Очень грамотно, кстати, оговорились, если вспомнить о национальности Иосифа Джугашвили...
Именно депортация латышей и тема лагерей являются фундаментальными в музее: самый запоминающийся экспонат — макет лагерного барака с парашей, самый многочисленный — вещи заключенных. Помимо этого отдельные стенды посвящены деятельности латышей в легионе СС, подвигам “лесных братьев” (латышских партизан, сражавшихся против Советской власти вплоть до половины 50-х годов), и, конечно, получению Латвией независимости. О Советском Союзе говорится много, но почти во всех случаях — ничего, мягко говоря, хорошего. Иногда и вовсе нелепости: например о том, что в послевоенной Латвии начала развиваться промышленность и строиться крупные заводы, и это было плохо, потому что на них приезжали работать нелатыши. Кстати, по слухам, метро в Риге тоже из-за этого отказались строить — надо было пригласить тысячи нелатышей-специалистов, которые могли остаться... Вот такой расчет на собственные силы.
Освободили.
Но остались...
Что говорить, музей пользуется популярностью. При этом, по словам Андрея, злая реакция посетителей случается совсем не часто.
— Наверное, потому, что считающие музейную экспозицию ложью просто не ходят сюда. Например, местные русские, — говорит Андрей. — А из самой России приезжают в основном интеллигентные и образованные люди, которые понимают наличие проблемы.
При этом Андрей признает, что если музей поедет гастролировать на восток, его, скорее всего, ...подожгут. Но у каждого свои “заморочки”: американцы, например, посещающие рижский музей, постоянно напоминают про евреев: “Зачем вы здесь латышей каких-то показываете, русских, надо больше рассказывать про геноцид евреев...”.
— Как латышская молодежь относится к теме оккупации?
— Сложно. Молодые люди вообще часто ничем не интересуются, кроме денег. Им кажется, что эта история случилась давно и о ней можно забыть.
— Эта память не мешает сегодня людям, например, русскому и латышу выстраивать отношения?
— Не упоминая отдельные радикальные группы, которые всегда найдут повод поругаться — нет, при ежедневных разговорах не мешает. Но стоит нам начать разговор о политике, мы перестаем понимать друг друга.
— Так что, не стоило Красной Армии освобождать/оккупировать Латвию в 1944 году?
— Все понимают и принимают то, что Советская армия освободила Латвию от фашизма. Проблема в том, что они здесь остались.
Таким образом, борьба за историю продолжается. Но даже в Латвии эта борьба теряет смысл. Во-первых, политика политикой и жизнь жизнью: дорогущую землю в Юрмале спокойно покупают “русские оккупанты”, а на работу в Риге сложно устроиться без знания русского языка. Во-вторых, как вы считаете, если бы правда была одна, был бы такой раскол в обществе?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter