Уникальный виртуальный музей Первой мировой войны создают неслышащие ребята

История с очками

Невозможное возможно. Команда молодых и талантливых ребят создает своими руками первый в мире музей Первой мировой войны. Непростой — виртуальный. Уже в ноябре они представят свои наработки. Пока это будет виртуальное помещение, по которому каждый сможет прогуляться, рассмотреть военную технику тех лет и даже подойти к стендам с информацией. Чем еще наполнят музей и как продвигается работа, узнала корреспондент «Р», примерив очки для виртуальной реальности.  

3D-моделлер Максим МОЛНАР

История, предшествующая созданию стартапа — VR-музея Первой мировой войны, началась год назад. Тогда в IT-школе Myfreedom открылся набор для бесплатного обучения 3D-моделированию для людей с нарушением слуха. Но пусть об этом подробнее расскажет Елена Динман, руководитель проекта. Мы усаживаемся в учебном классе на улице Октябрьской, 19б, и пока ожидаем ребят, которые делают музей, беседуем:

— У слабослышащих и глухих людей есть мало возможностей для того, чтобы получить хорошую высокооплачиваемую работу. Чаще всего им приходится работать на заводах или же заниматься надомным трудом. Мы решили разрешить эту проблему, потому что у нас были возможности, — Елена обводит взглядом класс с мощными компьютерами. — Востребованную специальность — вот что мы решили дать ребятам, чтобы они смогли достойно зарабатывать.
Команда проекта состоит из преподавателей и учеников IT-школы. На фото те, кто свои-ми руками создает реальное в виртуальном: слева направо — Андрей ИГНАТЕНКО, Иван СИНЧУГОВ, Максим МОЛНАР

Новость о том, что можно бесплатно обучиться таким навыкам, как 3D-моделирование под виртуальную реальность и гейм-дизайн, получить сертификат, разлетелась по сообществам и школам, где учатся ребята с ограничением слуха. Одним из первых на курсы пришел 20-летний Максим Молнар (парень родом из Борисова, родился слышащим, на серьезно заболев в детстве, потерял слух. — Авт.). Пройдя обучение и достигнув серьезных высот в моделировании, заслужил приглашение стать преподавателем в школе.

Пока мы беседуем, в класс заходят Андрей Игнатенко и Иван Синчугов. Они участники команды, которая работает над музеем. Ребята усаживаются за свои компьютеры и сразу вникают в работу: каждый из них «прорисовывает» детали, текстурирует их. Что это? Военная техника Первой мировой.

Руководит группой моделлеров Максим Молнар. А вот, кстати, и он. С ребятами он общается на языке жестов, а когда приходят поддержать и поделиться опытом менторы, историки, то помогает в переводе волонтер и моделлер Антонина Судиловская. Но погодите, неужто все эти начинания на энтузиазме работают? А как же мощные компьютеры, виртуальные очки, которые так необходимы для работы с VR-музеем? Елена Динман объясняет: «Чтобы проекту помогли, мы прошли конкурс социальных проектов Social Weekend, получили менторскую поддержку Леонида Лознера, а также получили народно-общественное финансирование — через краудфаундинг».  

Чтобы проект жил дальше, команда подает заявки на гранты, пытается находить заказы на 3D-моделирование. Кстати, к ребятам уже поступала заявка сделать виртуальные дирижабли для компьютерной игры.  Они успешно справились и получили пусть небольшие, но свои деньги.

— Вообще, идея создания музея именно Первой мировой войны появились у подростков, которые учились на моделлеров, — вспоминает Елена Динман. — Решили тогда, что создание виртуального музея, в который сможет попасть любой человек, вне зависимости от своих физических возможностей, станет не просто хорошим проектом, где ребята продемонстрируют свои навыки, но и сможет стать чуть ли не культурной ценностью нашей страны.

Один из виртуальных экспонатов музея
Может, нам что-нибудь покажут. Максим Молнар дает мне очки виртуальной реальности, сам берет в руки два джойстика.  Надеваю очки. Ого! Я в каком-то помещении. Как ни повернусь — я там. Что это? Передо мной самый настоящий огнемет Первой мировой. А почему я начала ходить всюду? Это Максим управляет будто бы моим телом. Ух, ну и реалистичная же графика.  

— Пока сделано семь орудий, а 27 октября мы должны доделать и восьмое, — снимаю очки и знакомлюсь с педагогом и реконструктором Светланой Сикирицкой. Она вместе с историками из педуниверситета и проекта «Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси» помогает ребятам наполнять музей действительно точными историческими объектами. — Первое, что сделаем в музее, — локацию, где развивались события Нарочанской операции 1916 года.  В дальнейшем отобразим Первую мировую на всей территории нашей страны.

— А после предложим и другим странам участвовать в нашем проекте и дополнять событиями, — добавляет Елена Динман.

Максим показывает на экране, какие модели готовы и что еще предстоит сделать. Чтобы детально проработать каждый элемент, вся команда работает над историческими описаниями, чертежами и редкими фотографиями.

— Чтобы в музее было еще интереснее, мы планируем сделать в нем прохождение квеста, где можно будет проверить свои знания, — Елена Динман делится планами.

— Потрогать предметы, взять винтовку и выстрелить из нее, прокатиться на технике и узнать много нового — такое изучение нашей истории будет интересно и взрослым, и детям, — смотрит за работой Максима Светлана. — Мы работает с историками, ищем фото и информацию в интернете, библиотеках.

Вот Антон сейчас занимается проработкой маленькой части пушки. Сколько труда! Но как же отлично потом смотрится этот элемент! Чтобы побеседовать с главным в команде стартапа, я усаживаюсь за клавиатуру и задаю ему вопросы, он там же отвечает:

— Работа над этим проектом связана с моей мечтой и целями — стать лучше, создавать новые и интересные проекты.  Это большая мечта, а точнее, огромная.

23-летний Максим все набирает и набирает текст. Печатая его, он улыбается и рад делиться ответами на каждый вопрос. Видно, как он горит желанием работать, не стоять на месте: «В будущем хочу изучить виртуальную механику, механику природы…»

Проект-менеджер музея Алексей Слаута напоследок добавляет: «надеемся, мы привлечем внимание к истории Беларуси на примере Первой мировой войны и обратим внимание СМИ и IT-компаний к такому трудовому ресурсу как люди с ограничением слуха».  

alinakasel@gmail.com

Фото автора и из архива героев
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter