История с демографией

Какие демографические проблемы грозят нам в будущем

Фото Виталия ГИЛЯ.

В прошлом году в Беларуси впервые за 20 лет был зафиксирован естественный прирост — число родившихся превысило число умерших. Наша страна преодолела депопуляцию, и важно сохранить эту тенденцию. По словам заведующей центром социально–демографических исследований Научно–исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Натальи Красовской, демографические процессы высоко инерционны. То есть спрогнозировать, что будет, например, с численностью населения страны через 40 — 50 лет, крайне сложно.

— Сегодня наша страна, как и многие бывшие республики СССР, преодолевает последствия так называемой демографической ямы 1990–х. В те годы рождаемость была низкой, были сложные условия, у женщин не было мотивации рожать и воспитывать детей, уменьшилась доля матерей, рожавших второго, третьего ребенка. Но, как показывает практика, за спадами всегда следует прогрессивная волна. Именно это мы сегодня наблюдаем: благодаря государственной политике рожать стали больше. Сегодня все усилия направлены на то, чтобы семьи хотели обзаводиться минимум двумя детьми. Суммарный коэффициент рождаемости возрос с 1,49 в 2010 году до 1,71 в 2015 году. В идеале он должен стремиться к двум. Добиться этого можно будет, если в семьях будут готовы заводить по трое детей: это расширенное воспроизводство, и это очень хорошо для страны — население будет расти, — заглядывает в будущее Наталья Ивановна.

— В таком случае нужно перенести акцент в стимулировании рождаемости со второго ребенка на третьего и последующих?

— В том числе: сегодня у нас в стране сделано уже много. Выплачивается семейный капитал, мамы могут уходить в отпуск по уходу за ребенком на три года, рассматривается вопрос об обязательном декретном отпуске для отцов, и здесь предстоит решить массу нюансов, например, как будет выплачиваться пособие папам. Сегодня мы рассматриваем вопрос о том, чтобы повысить пособия по уходу за ребенком и сравнять их с уровнем средней зарплаты по стране. Конечно, у нас нет огромных ресурсов, но делаем все возможное, чтобы женщины хотели и могли рожать. Готовы подстроиться даже под некоторые тенденции: например, сейчас увеличивается возраст вступления в брак и рождения первого ребенка. Почему? У современных женщин сильны карьерные установки, они хотят работать, реализовываться не только в семье. Это общемировая тенденция. Как сделать так, чтобы они могли совмещать эти роли — матери и женщины, строящей карьеру? Мы изучаем европейский опыт: во Франции, к примеру, многое делается для того, чтобы молодая мама могла спокойно выйти на работу через несколько месяцев после родов. Женщинам там предоставляют нянь, и расходы на них оплачивает государство. Бизнес заинтересован в том, чтобы молодые мамы быстрее возвращались на работу. Интересен опыт США: там есть лактационные программы, и, чтобы не лишать ребенка грудного молока из–за того, что мама вышла на работу, его развозят на специальном транспорте по тем пунктам, где находятся дети. Есть о чем задуматься. А вообще, мы очень внимательно относимся к рождаемости: каждые 5 лет принимается Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь».


— Наталья Ивановна, сегодня о старении населения зачастую говорят как о некоем страшном процессе, который подрывает экономику и влияет на развитие той или иной страны. Но почему страны, где много старого населения, такие как Япония, Германия, Италия, Финляндия, благополучные? И стоит ли вообще опасаться старости?

— Надо понимать, что человек в 60–летнем возрасте 40 лет назад — дряхлый старик, а сегодня для жителей многих стран 60 — это расцвет сил. Благодаря технологиям, медицине люди могут дольше оставаться трудоспособными: именно поэтому пенсионный возраст во всем мире повышается, и наша страна — не исключение. Но нам еще предстоит большая работа, касающаяся здоровья населения. Например, сегодня велик разрыв между продолжительностью жизни женщин и мужчин. Именно поэтому нам так нужна служба мужского здоровья, поэтому были приняты отдельные подпрограммы в государственной программе, такие как «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний», «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма», «Туберкулез», «Профилактика ВИЧ–инфекции». Задача в том, чтобы наши мужчины не только жили дольше, а качество жизни улучшалось. Впрочем, это касается всех.

В прошлом году в Беларуси впервые за 20 лет был зафиксирован естественный прирост — число родившихся превысило число умерших. Наша страна преодолела депопуляцию, и важно сохранить эту тенденцию. По словам заведующей центром социально–демографических исследований Научно–исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Натальи Красовской, демографические процессы высоко инерционны. То есть спрогнозировать, что будет, например, с численностью населения страны через 40 — 50 лет, крайне сложно.

- Сегодня наша страна, как и многие бывшие союзные республики, преодолевает последствия так называемой демографической ямы 90-х. В те годы рождаемость была низкой, были сложные условия, у женщин не было мотивации рожать и воспитывать детей, уменьшилась доля матерей, рожавших второго, третьего ребенка. Меры по поддержке семей с детьми, в том числе по улучшению жилищных условий, способствовали реализации отложенных в 1990-е годы рождений и повышению суммарного коэффициента рождаемости. Именно это мы сегодня наблюдаем: благодаря государственной политике рожать стали больше. Сегодня все усилия направлены на то, чтобы семьи хотели обзаводиться минимум двумя детьми. Суммарный коэффициент рождаемости возрос с 1,49 в 2010 году до 1,71 в 2015 году.  В идеале он должен стремиться к двум. Добиться этого можно будет, если в семьях будут готовы заводить по трое детей: это расширенное воспроизводство, и это очень хорошо для страны – население будет расти, - заглядывает в будущее Наталья Ивановна.  
- В таком случае нужно перенести акцент в стимулировании рождаемости со второго ребенка на третьего и последующих? 

- Сегодня довольно остро стоит проблема низкого уровня рождаемости, да и очень многие семьи готовы к рождению лишь одного ребенка. репродуктивные установки транслируются из поколение в поколение: вот и получается, что в каждом последующем поколении идет снижение итоговой рождаемости. Таким образом, проблема воспроизводит саму себя (так называемая “ловушка рождаемости”), что усиливает актуальность поиска путей ее решения. Следствием низкого уровня рождаемости является то, что население страны количественно не воспроизводит себя, не обеспечивается даже простое замещение родительских поколений. Наблюдается сознательный выбор семьями однодетности как наиболее приемлемой модели репродуктивного поведения. В данном случае интересы государства и общества не совпадают с репродуктивным поведением семей. Однако делается очень многое для решения этой проблемы. Выплачивается семейный капитал, мамы могут уходить в отпуск по уходу за ребенком на три года, рассматривается вопрос об обязательном “декретном” отпуске для отцов, и здесь предстоит решить массу нюансов, например, как будет выплачиваться пособие папам. Сегодня мы предлагаем рассмотреть вопрос о введении гибкого механизма предоставления пособия по уходу за ребенком, предполагающего дифференциацию периодов предоставления пособия по уходу за ребенком и размеров данного пособия. 

Конечно, у нас нет огромных ресурсов, но делаем все возможное, чтобы женщины хотели и могли рожать. Готовы подстроиться даже под некоторые тенденции: например сейчас увеличивается возраст вступления в брак и рождения первого ребенка. Почему? У современных женщин сильны карьерные установки, они хотят работать, реализовываться не только в семье. Это общемировая тенденция. Как сделать так, чтобы они могли совмещать эти роли – матери и женщины, строящей карьеру? Мы изучаем европейский опыт: во Франции, к примеру, многое делается для того, чтобы молодая мама могла спокойно выйти на работу через несколько месяцев после родов. 

Особенно хорошо развита система услуг по уходу за ребенком во Франции, что позволяет сочетать семейные обязанности с занятостью. Структура системы ухода за детьми выглядит следующим образом: детские сады для детей от 3 до 6 лет, которые являются бесплатными, субсидируемые ясли, аккредитованные няни, ухаживающие за ребенком на дому (впервые институт сертифицированных нянь был введен в 1977 году). У родителей есть несколько возможностей осуществления ухода за ребенком: коллективные учреждения, индивидуальный уход с приглашением сертифицированной няни, самостоятельный уход за ребенком при сокращении и прекращении трудовой деятельности. Таким образом, следует отметить, что политика сочетания профессиональной и семейной жизни в зарубежных странах на государственном уровне проводится эффективно и комплексно. Она обеспечивает для родителей разные альтернативы, позволяющие им иметь желаемое число детей и реализовывать себя в профессиональной сфере.

Женщинам там предоставляют нянь, и расходы на них оплачивает государство. Бизнес в том числе заинтересован в том, чтобы молодые мамы быстрее возвращались на работу. Интересен опыт США: там есть программы по поддержке лактации, и, чтобы не лишать ребенка грудного молока из-за того, что мама вышла на работу, его развозят на специальном транспорте по тем пунктам, где находятся дети. Есть о чем задуматься. А вообще мы очень внимательно относимся к рождаемости: каждые 5 лет принимается Национальная программа демографической безопасности страны. В этот пятилетний период она называется Государственная программа “Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь”. Само название говорит о ее акценте. 

- Наталья Ивановна, сегодня о старении населения зачастую говорят, как о неком страшном процессе, который подрывает экономику и влияет на развитие той или иной страны? Но почему страны, где много старого населения, такие как Япония, Германия, Италия, Финляндия, благополучные? И стоит ли вообще опасаться старости? 

- На старение населения или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения кроме снижения рождаемости (в этом случае говорят о “старении снизу”) влияют увеличение средней продолжительности жизни пожилых людей (“старение сверху”) и в определенной мере - миграция и некоторые другие факторы. Нарастающее старение населения ставит, таким образом, перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Однако надо понимать, что человек в 60-летнем возрасте 40 лет назад – дряхлый старик, а сегодня для жителей многих стран 60 – это расцвет сил. Благодаря технологиям, медицине люди могут дольше оставаться трудоспособными: именно поэтому пенсионный возраст во всем мире повышается, и наша страна – не исключение. Но нам еще предстоит большая работа, касающаяся здоровья населения. Например, сегодня велик разрыв между продолжительностью жизни женщин и мужчин. Поэтому приоритетным направлением государственной политики пятилетия в социально-демографической сфере будет создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, прежде всего на основе реализации комплекса мер по укреплению здоровья, увеличению рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни. В связи с этим основное внимание государственной программы демографической безопасности сосредоточено на решении задач, связанных со здоровьем населения, как основой национальной безопасности Республики Беларусь. 

Нам нужна служба мужского здоровья, нам очень нужны – и они были приняты - отдельные подпрограммы в государственной программе, такие как “Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний”, “Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма”, “Туберкулез”, “Профилактика ВИЧ-инфекции”. Задача, чтобы наши мужчины не только жили дольше, но чтобы качество жизни улучшалось. Впрочем, это касается всех.


Инна КАБЫШЕВА.

meleshko@sb.by

Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Категорически не приемлю американский опыт,как,впрочем,и французский,когда за новорождёнными смотрят посторон- ние,абсолютно чужие люди,а потому не считаю  проблемой уменьшения послеродового отпуска с 3-х лет до 2-х ровно,но при этом пособие на ребёнка должно составлять 100% от средней по стране в месяц за первого,120% за второго,140% за третьего---вот он главный  мотиватор рождаемости,когда хватает денег даже у матери одиночки.
Сергей, 53, Могилев
Согласен с Александром полностью. Рождаемость можно повысить только материально заинтересовав. Это первое но не единственное. Сейчас в России все желающие с Украины могут получить гражданство. А у нас даже если люди уже приехали и обоснвались, детей в Беларуси родили, а им говорят, что нужно прожить 7 лет что б гражданство получить. И как все потуги нашего правительства назвать после этого. Есть ведь разные ситуации. Одно дело когда человек от делать нечего захотелось приехать в Беларусь, ладно пусть ждет семь лет, а когда в соседней стране война. Руководство страны не в состоянии обеспечить конституционную законность и право граждан на жизнь, так почему нельзя решить вопрос по упращенному варианту получения гражданства в Беларуси? Россия  бысто в этом вопросе разобралась и свою "демографическую яму" латает, а мы какие-то странные "потуги" в этом направлении делаем. Шустрее нужно быть.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?