— Как начался ваш путь в документалистику? Ведь не бывает так, чтобы человек шел по улице и его осенило: хочу писать сценарии…
— Я довольно долго занимался детской и спортивной журналистикой, а свой первый сценарий написал в 1981 году после Олимпийских игр в Москве. Была такая структура на Белорусском телевидении — творческое объединение «Телефильм».
Решил попробовать рассказать историю не о помпезных церемониях и спортивных фанфарах, а о мальчишках, которых выгоняют из секций. Вот ребенок отзанимался 3 — 4 года, а потом ему говорят: ты неперспективный. И все, на этом спорт для него заканчивается. Для многих это была трагедия.
Фильм назывался «Дело не в рекордах», режиссер Валерий Жигалко повез его на Всесоюзный фестиваль спортивного кино в Каунас — и внезапно привез оттуда бронзовую медаль. Хотя в программе было примерно 70 фильмов. Оригинальность темы, видимо, сыграла. И вот как‑то я втянулся, мне понравилось. Второй фильм делал с другом, очень хорошим режиссером Володей Иссатом, его уже нет в живых. «Белорусский Иерусалим» — о тех местах Святого города, которые как‑то связаны с Беларусью. Например, район Миа‑Шарим, где располагаются иешивы, религиозные школы. И одна из них называется Мир, а другая — Кореличи. Их основали бывшие ученики белорусских иешив, разрушенных во время войны. А потом мы стали очень тесно сотрудничать со студией исторического кино Владимира Бокуна в цикле «Обратный отсчет» для ОНТ, где сделали несколько десятков фильмов. Но я очень хотел снять историю гетто и геноцида. Ведь это в чем‑то и моя история — первая семья моего отца погибла во время Холокоста.
— Сколько времени прошло от идеи до производства?
— Наверное, не менее десяти лет эту тему вынашивал. Первый фильм «Хроники Минского гетто» вышел в 2013‑м, а четвертый, завершающий, — в прошлом году. Считаю, что специальная премия Президента не столько заслуга сценариста, сколько продюсера Владимира Бокуна, который организовывал весь процесс, и режиссеров. Владимир Луцкий сделал три фильма, а четвертый — «Зондергетто» — снимала Людмила Клинцова, они отличаются по стилистике. Часто спрашивают, исчерпалась ли тема. Конечно, нет, но, думаю, что‑то другое в этом направлении я уже не сделаю.
— А что может стать вашей следующей темой? Какие личности или события?
— К 75‑летию Победы пишу сценарий о том, что происходило в Минске 9 мая 1945 года. Есть, например, список людей, которые родились в этот день, есть те, кто выходил замуж или женился. Или вот в парке Челюскинцев высажена Аллея Победы — до сих пор можно пройти между этими елями…
— Когда мы говорим о постановочных сценах в документальном кино, можно ли отнести получившийся результат к жанру докудрамы? И насколько оправданно использование актеров?
— На одних документах фильм не построить, кино должно захватывать. Жанр существовал и раньше, просто его не называли докудрамой. Мне кажется, это вполне правомочный прием.
— Легко ли сценаристу находить общий язык с режиссером и насколько вообще вы вникаете в процесс производства?
— Как правило, работаем вместе. Очень много вкладывает Владимир Бокун — не только как продюсер, он классный режиссер. Мы давно друг друга знаем, вместе работали на объединении «Телефильм». Он делал знаковые вещи, например, первый фильм о космонавте Петре Климуке, который не хотел сниматься и всем отказывал, а вот Володя его сумел уговорить. Бокун всегда читает сценарий и начинает его править. Иногда я соглашаюсь, иногда нет, но, как правило, это толковые замечания, по делу.
— Есть авторы, которые отдают сценарий, получают гонорар и больше судьбой картины не интересуются…
— А я ужасно переживаю. Сценарий фильма о зоологе Бенедикте Дыбовском, одном из первых исследователей Байкала (а это такая личность, о которой даже написать довольно сложно), своего часа ждал почти три года, и все что‑то не получалось. Мне не нравились постановочные сцены, но в итоге оказалось, что идея стилизовать ряд моментов под немое кино оправданна.
— Откуда берете материал для сценариев?
— Очень много времени провожу в библиотеках, стараюсь читать газеты, чтобы понять атмосферу эпохи, искать оригинальные материалы, книги, воспоминания. Это то, чего нет в интернете. В библиотеках есть памятные книги, например, Минской губернии или Витебской за конкретные годы. Допустим, население местечка Койданово — столько‑то портных, жестянщиков, какие магазинчики работают, сколько православных, католиков. И ты уже можешь себе представить, в какой обстановке жил твой герой. И есть историки, с которыми советуюсь. Я записан во все библиотеки в любых местах, где бываю, вплоть до Гонконга. Дома пачка читательских билетов, зато когда еду, скажем, в Варшаву, то знаю, что могу найти нужную информацию в национальной библиотеке.
ovsepyan@sb.by