Как в Минск попала единственная оригинальная картина Валентия Ваньковича

История одного портрета

Сегодня на минской улице Интернациональной, 33а широкой публике представят первое находящееся на постоянном хранении в стране оригинальное полотно Валентия Ваньковича. Художник родом из–под Минска и связан с ним многими нитями биографии. Но до сих пор в музее «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» не было ни одной подлинной картины мастера. Более того, таковой не было нигде в Беларуси.



Портрет писателя Томаша Зана привезли из Санкт–Петербурга. О существовании шедевра до недавнего времени не знали даже специалисты. Теперь полотно принадлежит к корпоративной коллекции Белгазпромбанка, а хранится в Национальном художественном музее. 215–летие со дня рождения живописца и 15–летие создания экспозиции в «Доме Ваньковичей» — две даты совпали в эти дни и стали поводом показать таинственный шедевр.

Алесь Суходолов, ведущий специалист управления информационной политики ОАО «Белгазпромбанк», предоставил документы, проливающие свет на историю полотна.

Еще в 2009 — 2010 годах в петербургском Государственном русском музее изучили «Портрет неизвестного с книгой», который поначалу приписывали кисти Александра Варнека. Тогда специалисты обнаружили на холсте автограф «Wankow». Сотрудники музея, крупные специалисты по искусству XIX века Г.Н.Голдовский, Ю.Г.Епатко, В.Н. и Е.Н. Петровы сделали вывод: «Манера исполнения и колорит портрета близки известным работам Ваньковича».

Итак, было сделано открытие номер один — атрибутировано неизвестное произведение.

В мае 2013 года выяснилось, кого же написал наш земляк. Это открытие принадлежит Вадиму Старку, профессору Санкт–Петербургской художественно–промышленной академии имени А.Л.Штиглица:

— Изначально предполагалось, что на полотне представлен Адам Мицкевич. Однако следует внимательно проанализировать портрет. «Неизвестный» облачен в темно–синий фрак с синим бархатным воротником. Его правая рука покоится на раскрытой книге, что свидетельствует о принадлежности к литературе. Темно–синие фраки были положены с 1834 года только нескольким учреждениям, среди которых Горный институт в Санкт–Петербурге, служащим которого с 1837 года был Томаш Зан, поэт, друг Ваньковича и Мицкевича. Сличение раннего портрета Зана кисти Ваньковича с «Портретом неизвестного» показывает, что на обоих черты лица, абрис носа и даже прическа идентичны. Несомненно, что портрет исполнен Ваньковичем между 1837 годом, когда Зан определился на службу в Горный институт, и 1839–м, когда Ванькович уехал в Париж. В этот промежуток времени он приезжал в Санкт–Петербург из Литвы и Беларуси.

Вадим Старк добавил, что находящаяся ныне в Минске работа имеет большую художественную и историческую ценность. Так что вполне очевидно: нужно спешить ее видеть, пока картину вновь не спрятали в запасники.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 108 (24738). Среда, 10 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter